СОП

В работе с неблагополучными семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, а также с детьми, нуждающимися в государственной защите, учреждение должно руководствоваться следующими нормативными правовыми и инструктивно-методическими документами:
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 г. № 5 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 27.11.2006 № 1/8110);
  • Кодекс Республики Беларусь «О браке и семье» 9 июля 1999 г. N 278-З в редакции Законов Республики Беларусь от 08.05.2002 N 98-З, от 04.01.2003 N 183-З, от 14.07.2003 N 220-З, от 05.07.2004 N 298-З, от 09.12.2004 N 348-З,  от 19.07.2005 N 37-З, от 17.07.2006 N 146-З, от 20.07.2006 N 164-З, от 11.07.2007 N 251-З, от 26.12.2007 N 301-З, от 05.01.2008 N 315-З, от 23.06.2008 N 354-З, от 10.11.2008 N 446-З,  от 15.07.2009 N 43-З, от 15.07.2010 N 166-З) (далее – КоБС) (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 14 июля 1999 г. N 2/53);
  • Закон Республики Беларусь 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Законов Республики Беларусь от 26.06.2005 N 28-З, от 10.07.2007 N 250-З; от 05.01.2008 N 315-З, от 21.07.2008 N 417-З; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 4 июня 2003 г. N 2/949);
  • закон Республики Беларусь "О правах ребенка"
  • Положение о порядке признания детей нуждающихся в государственной защите (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.12.2006 № 1728);
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь 16 февраля 2009 г. № 6 «Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 09.03.2009 №8/20588; Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 8 2009 г.);
  • Приказ Министерства образования Республики Беларусь «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении и нуждающимися в государственной защите» 08.05.2007 № 270 (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 13 2007 г.);
  • Письмо Министерства образования Республики Беларусь 17.11.2005 № 21-12/346 «О некоторых  вопросах деятельности по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении»;
  • Методические рекомендации по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите (письмо Министерства образования Республики Беларусь №12-02-05/1645 от 22.12.2008; Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь №3 2009 г.).
Следует помнить, что "ненадлежащее воспитание и содержание детей" определено в соответствии со статьёй 65 в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье. Семья обязана содействовать реализации прав и законных интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту. Согласно статье 75, Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, родители осуществляют воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом. Они обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.
Статья 66-1 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье устанавливает, что при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей, или злоупотреблении своими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – и в суд. Родители несут ответственность за ненадлежащие воспитание и содержание детей. При этом, воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе если ребенок находится в социально опасном положении. Согласно этой статье Кодекса Республики Беларусь о браке и семье под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:
  •  не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);
  •  ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
  •  лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним
В соответствии со статьей 13 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» учреждения в соответствии с его уставом:
  • оказывает социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
  • выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, нарушающих дисциплину и порядок, предусмотренные уставами указанных учреждений, принимают меры по их воспитанию;
  • выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывает им помощь в воспитании и обучении детей;
  • обеспечивает организацию в дошкольном учреждении общедоступных спортивных, технических и иных кружков и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
  • осуществляет меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
  • осуществляет иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.
Согласно с указанным Законом считаются:
безнадзорным - лицо в возрасте до восемнадцати лет, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию и содержанию со стороны родителей, усыновителей, опекунов или попечителей или вследствие самовольного ухода его из дома, детского интернатного учреждения, детской деревни (городка);
беспризорным - безнадзорный, не имеющий места жительства;
несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, находящееся в обстановке, при которой не удовлетворяются его основные жизненные потребности; которое вследствие беспризорности или безнадзорности совершает правонарушения; родители, усыновители, опекуны или попечители которого ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на указанное лицо, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще исполняют обязанности по воспитанию и содержанию указанного лица, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья;
семьёй, находящейся в социально опасном положении, - семья, несовершеннолетние члены которой находятся в социально опасном положении.
В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь 28.07.2004 № 47 к несовершеннолетним, нуждающимся в государственной защите, относятся:
  • дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • несовершеннолетние, признанные комиссиями по делам несовершеннолетних или органами опеки и попечительства нуждающимися в государственной защите из числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении
К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, названное постановление относит несовершеннолетних, которые:
  • воспитываются в семье, где родители или иные их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;
  • вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
  • являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
  • пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;
  • оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.
Согласно статьи 16 Закона Республики Беларусь " об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" специалисты учреждения:

  • принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безназорности и беспризорности несовершеннолетних;
  • оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или нуждающимся в государственной защите, их родителям, усыновителям, опекунам или попечителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, востановлении социального статуса;
  • осуществляют социальную реалибитацию несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, защиту их прав и законных интересов, организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних в соответствии с образовательными программами
  • осуществляет подготовку кандитатов в усыновители, приемные родители и сопровождение приемных и опекунских семей, семей усыновителей.

При этом  учреждение обязано:
  • информировать управления образования администраций районов о несовершеннолетних, выявленных и признанных находящимися в социально опасном положении, о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей;
  • проводить воспитательно-профилактическую работу с несовершеннолетними, их родителями.
Деятельность педагога-психолога с семьями несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении ориентированна на достижение следующих целей:
1. реализация права несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, на получение своевременной квалифицированной психолого-педагогической помощи;
2. оказание комплексной психолого - педагогической помощи несовершеннолетним, изменение их статуса в семье, коллективе сверстников, обществе;
3. оказание помощи родителям несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении в разрешении сложных жизненных ситуациях.

Психолого - педагогическая помощь семьям несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, включает в себя: диагностическую, коррекционно-развивающую и консультативную работу.
Диагностическая работа с несовершеннолетними, признанными находящимися в социально опасном положении, состоит из выявления состояния психологических характеристик, критериев возрастной нормы развития ребенка.

Примерный перечень методик

Особенности мыслительной деятельности, внимания, памяти, воображения
- Методика «Классификация».
 -методика  «Запомни рисунки»  Л.А. Венгер.
 - Кубики Кооса.
 - Матрицы Равена.
Состояние эмоциональной сферы, наличие страхов, тревожности
-  методика «Профиль чувственных проявлений» Й. Шванцара
- шкала «Признаки писхического напряжения и невротических тенденций» Й. Шванцара
- Проективная методика «Страхи в домиках»  А.И. Захарова
- проективная методика "Несуществующее животное"
Самооценка
 Методика де Греефа
Нравственное развитие
Методика «Что мы ценим в людях»
Характер отношения несовершеннолетнего к членам семьи
Шкала привязанности ребенка к членам семьи А.Баркана
Цветовой тест отношений
Проективная методика «Моя семья»

Диагностическая работа с семьями несовершеннолетних, признанными находящимися в социально опасном положении, состоит из выявления эмоционального состояния, личностных особенностей, воспитательных установок родителей, характера семейных дисфункций

Примерный перечень методик

Выявление характера детско – родительских отношений и семейных дисфункций
Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)
Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности»
Методика «Незаконченное предложение»
Определение особенностей родительской позиции
Опросник «Измерение родительских установок и реакций»
Тест «Традиции семейного воспитания»
Выявление преобладающих эмоциональных состояний
 Тест «Самооценка психических состояний» ( по Айзенку)

Консультативная работа с семьями несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, направлена на повышение психолого-педагогической компетентности родителей. 
Работа с семьями несовершеннолетних, признанными находящимися в социально опасном положении, может осуществятся в форме индивидуальных консультаций, семейных советов, совместных занятий для детей и родителей, семинаров - тренингов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий