понедельник, 25 сентября 2017 г.


ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС «В ПОИСКАХ СВОЕГО ПРИЗВАНИЯ»
ВВЕДЕНИЕ                                              
Методический материал — программа практических занятий со старшеклассниками по курсу «В поисках своего призвания» — представляет собой конспекты уроков, написанные в виде сценариев и допускающие возможность их вариативного использова­ния. В ряде случаев они сопровождаются Комментариями, кото­рые, на наш взгляд, помогут избежать некоторых трудностей, возникающих в процессе обучения.

Описываемые занятия по форме, содержанию и способу орга­низации учебной деятельности, по принципам взаимодействия психолога-профконсультанта с учащимися во многом отличаются от традиционных уроков в школе, поскольку основаны, преж­де всего, на диалогичности общения, рефлексивной позиции ве­дущего, безоценочном принятии учащихся.
В зависимости от целей, задач обучения и мотивационной го­товности класса, педагог-психолог может сочетать приемы сво­бодной или директивной дискуссии, эвристической беседы, лек­ционного объяснения, анализа конкретных ситуаций, учебно-иг­ровой деятельности и пр.
Психолог-профконсультант, ведущий занятия, выступает в роли и психолога, и педагога. Как учитель, он дает теоретические знания, организует и направляет учебную деятельность старше­классников. Как психолог — профессионально осуществляет все диагностические процедуры, проводя их анализ и интерпрета­цию таким образом, чтобы это служило как целям обучения, так и формированию мотивации достижения у подростков, укрепле­нию у них веры в свои силы и возможности, способствовало групповой рефлексии и благоприятному эмоциональному клима­ту в классном коллективе.
При получении обратной связи от подростков и интерпрета­ции данных недопустимо использовать негативные оценочные характеристики. В то же время можно открыто выражать свои чувства и использовать положительное стимулирование для осу­ществления обратной связи.
В зависимости от насыщенности, занятия могут занимать от 40 минут до 3-х часов учебного времени. Желательно проводить их в звукоизолированном помещении, где можно было бы до­вольно быстро организовать учебное пространство — перестав­лять стулья и столы, освобождать место для подвижных психо­технических упражнений.
Несмотря на наличие конкретного плана работы, нельзя свести способ ведения занятий с подростками к четко запрограммированному,  в намеченный замысел всегда могут быть внесены изменения.                                                
Еще раз подчеркнем, что данные конспекты прежде всего служат опорой для самостоятельного творческого поиска, ориен­тирами для проведения курса. В то же время существует план-ос­нова, обязательный для выполнения:
—   вступительная часть (знакомство, установление контакта с подростками);
— диагностический блок;
—  информационный блок;
—  игровые занятия (тренинг профессионального самоопределе­ния).
Наполнение данной основы конкретным содержанием во многом зависит от личности профконсультанта, его опыта рабо­ты, профессиональных предпочтений и т.д. Тем не менее, необ­ходимо учесть, что описанные занятия — их тематика, последо­вательность, понятийный аппарат и пр. — прошли неоднократ­ную проверку во многих девятых классах и были положительно оценены как учителями, присутствующими на занятиях, так и самими учащимися.


Занятие 1
Тема: Давайте познакомимся!
Цель: 1) установление контакта с подростками, создание по­ложительной мотивации к предстоящим занятиям, знакомство со структурой курса; 2) знакомство со спецификой работы прак­тического психолога, с особенностями психологии как науки; 3) активизация процесса рефлексии.

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы как истории планет:
у каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
Е. Евтушенко

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
I. Знакомство.
Возможные варианты:
1.  Ведущий представляется, подростки называют себя,  традиционное знакомство.                                 
2. Ведущий просит всех закрыть глаза, подходит к каждому и задает вопросы, направленные на осознание своего внут­реннего состояния:
— О чем ты думаешь сейчас?                                  
— Как себя чувствуешь?                                  
— Какого цвета твое настроение?         
—  С каким животным можно сравнить твое теперешнее состояние?                                                  — С какой птицей?
— С каким явлением природы можешь сравнить себя? (по­годой)
3.   Ведущий предлагает учащимся представиться по имени (под псевдонимом, с эпитетом, начинающимся с 1-ой буквы имени и т.п.) так, чтобы остальные почувствовали его характер или одну из черт:
— Назовитесь любым именем. Если хочется — не своим. Можно использовать имена сказочных персонажей, героев мультфильмов и т.д. Можно к своему имени доба­вить Подходящий эпитет, начинающийся с 1-ой буквы имени (например, Ирина — интересная), или сделать какой-нибудь жест (например, русское имя Анна — и низкий, земной поклон).
Необычное, оригинальное знакомство создает условия для до­верительного общения с подростками и позволяет ведущему со­ставить первое впечатление о классе.

II. Беседа о психологии
Ведущий предлагает участникам ответить на вопросы:
Что такое психология?
— Кто такой психолог? (Возможные варианты ответов: «Тот, кто работает с психами»,  «Врач»,  «Помогает определить способности»...)
Примерное содержание беседы:
Психология (от греч. «псюхе» — душа, «логос» — наука) — это наука о внутреннем мире человека, который проявляется в его мыслях, чувствах и поступках при взаимодействии с внеш­ним миром.
Психология помогает нам разобраться в наших делах, неуда­чах, ошибках, изъянах характера, привычках, понять, как совер­шаются научные открытия, создаются великие произведения ис­кусства.
Как бы ни складывалась наша дальнейшая жизнь, от нас за­висит, будем Ли мы с оптимизмом смотреть в будущее, попыта­емся ли найти себя в любимом деле, захотим ли оставить что-то хорошее о себе на Земле. Попробуем ли не пассивно плыть по волнам жизни, а создавать собственную судьбу!
Важно понимать разницу между профессией психолога и дру­гими людьми, которые тоже оказывают помощь человеку.
Кто они? Врач, педагог, священник, юрист.
Психолог: — не врач, он не ставит диагноза, не лечит и не пропи­сывает лекарств;
не педагог, потому что не оценивает и не воспитывает;
—  не юрист, так как не защищает права другого человека по его поручению;
—  не священник, который прощает и отпускает грехи; психолог этим не занимается.
Психолог помогает человеку самому найти выход из затрудни­тельных ситуаций, преодолеть внутренние преграды.
Психология учит пониманию самого себя, своих чувств и же­ланий, своих поступков и поведения других людей — друзей, ро­дителей, учителей. Знание своих слабых сторон помогает воспи­танию характера, развитию своих способностей.
Познание себя дает возможность принять более правильное решение в таком важном вопросе как выбор профессии. Сделать его надо самостоятельно и разумно. А что для этого необходимо учитывать, станет ясно на наших занятиях.
Многие люди выбирают профессию чисто случайно. К чему это может привести?                                         
—  Вспомните кого-нибудь из близких, знакомых, кому его рабо­та в тягость. Опишите такого человека. С чем приходится сталкиваться его домашним? Как это сказывается на его лич­ной, семейной жизни? (Как правило, при организации дискуссии на эту тему стар­шеклассники дают достаточно подробную характеристику чело­веку, неудовлетворенному своей работой:
— раздражительный, нервозный;
—  с повышенной утомляемостью;
— с пониженной сопротивляемостью организма (отсюда — болезни);
— конфликтный...
При обсуждении этого вопроса необходимо добиться, чтобы учащиеся ясно представили себе картину профессиональной не­удовлетворенности человека и ее причины. Можно рассказать о том, что для взрослого человека профессиональная успешность — одна из главных психологических задач; что у каждого возрастно­го этапа свои задачи. Например, в подростковом возрасте одной из них является профессиональное самоопределение).
Ш. Проведение методики «Моя линия жизни».
—  Сейчас мы попробуем, как на картине, представить свою жизнь, воссоздать индивидуальный жизненный пуп»
—  Нарисуйте на листе бумаги вектор произвольной длины (можно вертикально или горизонтально). Начало векто­ра в точке рождения.
рождение   __________________х    о ___________________                                     
— Обозначьте крестиком место, где вы чувствуете, ощущаете себя в данный момент, в данное время. Укажите возраст. Кружочек поставьте там, где вам хотелось бы быть. Это — предпочитаемый возраст («золотой»). Напишите, почему.
—  В промежутке от рождения до настоящего времени ука­жите все наиболее значимые для вас события, поступ­ки, может быть какие-то периоды, этапы жизни.
- Готово? А сейчас спланируйте свою будущую жизнь. Что вы хотите, чтобы сбылось, случилось в вашей судьбе? Обозначьте эти события на «линии жизни». (При ана­лизе данной методики можно обсудить с ребятами ос­новные тенденции: насыщенность событиями прошло­го и настоящего, ориентацию на возраст, события внут­реннего и внешнего плана и т.д.)

IV. Рассказ о содержании программы.
Психолог рассказывает о структуре программы, о том, чем будут заниматься ребята на занятиях, что они узнают о себе и как этим воспользоваться при выборе будущей профессии.


                                              Занятие 2

Тема: Образ «Я» или что я думаю о себе.
Цель: 1) активизация процесса самопознания;
2) обучение не­которым психотехническим приемам;
3) закрепление благопри­ятного «климата отношений» с подростками.
Необходимые материалы: цветные карандаши, магнитофон с записью спокойной и приятной музыки.
Я — Человек. Я посредине мира.
А. Тарковский

I.  Беседа об этике психолога, о принципах психодиагностики.
Ведущий говорит об одном из главных принципов работы прак­тического психолога — «не навреди». Он объясняет подросткам, что информация, сообщенная ими о себе, не подлежит разглашению. Поэтому они могут, без опасений, быть откровенными.
Первые занятий — в основном диагностические. Поэтому же­лательно коротко рассказать о том, что такое психологическая диагностика и для чего она нужна.
Психодиагностика помогает ответить на важнейшие вопросы:
Кто я? Чего я хочу? Что я могу?
Главные принципы взаимоотношений профконсулътанта и уча­щихся:
1.  Всеобщая талантливость. Бесталанных людей нет, ja есть люди, занятые не своим делом.
2.   Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже, чем у других, — значит, что-то должно получаться лучше. Ищите.
3.  Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то за­втра вы уже будете чуточку другим.
(Привести примеры, подтверждающие правильность сформу­лированных принципов.)

II. Методика «Кто я?»
Эту методику придумали американские психологи Кун и Мак-Портленд.
«Пожалуйста, за 15 минут 20 раз ответьте на вопрос: «Кто?» Будьте искренни. Используйте для этой цели 20 слов или пред­ложений. Не старайтесь отобрать правильные или неправильные, важные или неважные ответы. Пишите их так, как они приходят вам в голову. Правильных или неправильных ответов здесь быть не может».    
(При обсуждении результатов рекомендуем воспользоваться книгой А.М. Прихожан «Психологический справочник для не­удачника», М., Просвещение, 1994, с. 13—20.)

III. Психологический практикум.
На заключительном этапе 2-го занятия можно предложить учащимся выполнить психотехническое упражнение из системы арт-терапии К. Роджерса «Настроение», которое направлено на сохранение внутреннего спокойствия, работоспособности, по­зволяет отрефлексировать актуальное состояние человека, изба­виться от неприятных ощущений (возможно, возникших у кого-нибудь из ребят в течение занятия). (Н.В. Самоукина «Игровые методы в обучении и воспитании», М., 1992, с. 13—15.)
В зависимости от ситуации можно использовать другие пси­хотехнические приемы.
Хорошо выполнять психотехнические упражнения на звуко­вом фоне (релаксационная, медитативная музыка).
В начале курса самое главное — установить деловые, довери­тельные отношения с учащимися; четко, неоднократно возвра­щаясь, объяснять смысл предстоящих встреч.
Учащиеся должны уяснить целесообразность нового школь­ного курса, чтобы осознанно продвигаться к самоопределению в профессиональном мире.

Занятие 3

Тема: Дороги, которые мы выбираем.
Цели: 1) осознание учащимися своих профессиональных на­мерений, интересов, склонностей;
 2) знакомство с основными понятиями курса;
3) активизация процесса рефлексии.
Необходимые материалы: анкета оптанта, словарь основных понятий курса (см. Приложение к занятию).
Мы творим нашу собственную жизнь.
 И называем ее судьбой.

Дизразли


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

I. Вступление.                                                                               
Беседа о профессиональных намерениях учащихся, о необхо­димости учета интересов и склонностей при выборе карьеры.
— Сегодня вы познакомитесь с необычным словом латин­ского происхождения — оптант. Каждый из вас может назвать себя человеком, юношей или девушкой, учеником или ученицей (вспомните методику «Кто я?»). На наших занятиях вы выступаете еще в одной, новой для вас роли — в роли оптантов.
Слово «оптант» (от лат. optatio — желание, набирание) озна­чает «выбирающий профессию».
Вам предстоит ответить на вопросы:
— выбрали ли вы будущую профессию?
— продуманы ли вами пути ее получения (учебное заведе­ние, конкретное предприятие и т.д.)?
— имеются ли резервные, запасные варианты, если не осу­ществятся основные?               
— что вас привлекает в выбранной профессии?
Когда вы будете отвечать на вопросы анкеты оптанта, вам по­надобятся знания о том, что такое интерес, заинтересованность, увлечение, а также некоторые понятия, термины, обязательные для овладения данным курсом.

П. Изучение базовых понятий курса. Работа со словарем.

Желательно построить работу в форме дискуссии, заранее ис­ключив возможность узнать готовые ответы из словаря, для сти­мулирования когнитивной активности учащихся.
1)  Что такое профориентация? (Отталкиваться от значения слов «ориентация», «ориентироваться».)
2)  Какова цель профориентации?                        
3)  Какова роль психолога-профконсультата? (Важно выяс­нить ожидания подростков. Надеются ли они получить конкретный совет? Почему?)
4)  Что такое профессия? Методом эвристической беседы об­судить основные признаки профессии:
а)  Подвести учащихся к выводу о том, что профессия —  род трудовой деятельности, при том, что и работа на са­довом участке — тоже трудовая деятельность. В чем же отличие профессии от других видов трудовой деятель­ности?         
б) Что необходимо прежде всего, чтобы получить профес­сию? (Образование.)
в)  Дворник, грузчик, уборщица — это профессии? (Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они и являются трудовыми.)
г)  Что еще является основным признаком профессии? На что мы надеемся, получая профессию? (Она будет при­носить нам радость, удовлетворение и обеспечивать нас материально.)
д) Что еще необходимо учитывать при выборе профессии?
(Чтобы совпадали интересы, желания, возможности, способ­ности человека.)

5) Что такое специальность? (Объяснить на примерах.)
а) Какие специальности вы знаете в профессии врача?
б)  Военный — это профессия? А какие военные специальности вы знаете? (Можно использовать Другие профес­сии: юрист, слесарь, инженер и т.д.)

6) Что такое должность? Найти профессию, должность, спе­циальность и объяснить на примерах: главный бухгалтер — бухгалтер; заведующий лабораторией — старший инженер — инженер — инженер-системотехник; учитель — учитель начальных классов — завуч; продавец — заведующий отде­лом — продавец продовольственных товаров.

7)  Попробуйте дать три определения слову «квалификация».

8) Что такое вакансия?

9) Знакомо ли вам слово «карьера»? Что оно означает? (Дать три определения.)

10) Что такое призвание?

В процессе этой работы на доске можно записывать определе­ния, данные классом или конкретным человеком. Затем — срав­нить с определениями в словаре основных понятий. В конце бесе­ды раздать учащимся словари с определениями. Дать задание — запомнить понятий.

III. Заполнение анкеты оптанта.
Перед заполнением анкеты дать необходимые разъяснения.  Обратить внимание на то, что в 1-м вопросе надо вначале прочитать все 7 подпунктов, а затем подчеркнуть те сферы зна­ний или деятельности, которые интересуют больше всего, с ко­торыми можно было бы связать свое профессиональное будущее. И наоборот, зачеркнуть те, которые совсем не интересуют, не привлекают, вызывают нежелание заниматься ими.
После заполнения анкеты можно привести несколько приме­ров о том, какие профессиональные намерения считаются устой­чивыми.
При анализе анкеты профконсультант должен сформулиро­вать выводы:
— о направленности интересов;
-- о наличии или отсутствии предшествующего опыта, связанного с профессиональными намерениями;
— об адекватности мотивов выбора карьеры;
—   о наличии профессионального плана и степени его сформированности, (сформированным профплан считается тогда, когда выбрана профессия, продуманы пути ее получения и имеется уверенность в правильности      выбора);
— об осознанности выбора профессии (осознанным выбор  можно считать в том случае, если он построен с учетом  интересов, предшествующего опыта личности, при на­личии адекватных мотивов выбора карьеры).

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАНЯТИЮ 3


Словарь основных понятий

•    Профориентация — это определение человеком своего места в профессиональном мире.
•    Цель профориентации — подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессио­нальному самоопределению.
•    Психолог-профконсультант     —     специалист,     обучающий   школьников в самостоятельному планированию профессионального пути.
•    Профессия — это род трудовой деятельности, требующий оп­ределенной подготовки и являющийся обычно источником существования. (Примеры.)
•    Специальность — это вид занятия в рамках одной профессии. (Примеры.)
•    Квалификация — это:
1) профессия, специальность;
2) степень годности к какому-либо виду труда, уровень подго­товленности.
•   Должность — это служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения. (Примеры.)

вакансия— незамещенная, незанятая должность в учреждении, учебном заведении; свободное место в учебном заведении для учащегося,  
•   Карьера — это:
1)                 достижение наивысших результатов;                           
2)                 род занятий;                                                                             
3) продвижение по служебной лестнице.                            
•    Призвание — наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы.    


Занятие 4 Тема: В мир профессий — по компасу.

Цель:
определить профессиональную направленность учащихся; помочь осознать свои профессиональные предпочтения; расширить круг знаний о мире профессий; активизировать процесс рефлексии. 
Материалы: опросник Голланда, словари с описанием содержания професий.

Берись за то, к чему ты сроден,
 Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.
  ИА. Крылов

Ход занятия
а) Анализ афоризма.
Афоризм записан на доске — все размышляют либо устно, либо письменно (после чего мнения суммируются). Учащимся задаются вопросы:
—  Как вы понимаете смысл данного высказывания?
— Как вы предполагаете, о чем пойдет речь на уроке?
—   Можете ли привести примеры народной мудрости на эту же тему? (»Не в свои сани не садись», «Каждый сверчок знай свой шесток» и др.)

б)  Беседа о профессиональной направленности.
Рассказать о необходимости для каждого человека найти в жизни свое назначение, призвание. Использовать литературные примеры, активные формы беседы.
«Человек рождается дважды, говорят в народе, считая вторым его рождением выбор профессии. Рождение человека как профессионала — процесс сложный и индивидуальный, Формирование готовности человека к вхождению в новое качество — работника, специалиста, профессионала — уходит корнями в его детство, юность. Например, бытует легенда, что в голландских семьях (будь то самая бедная семья или самая богатая), когда рождается ребенок и только начинает что-то понимать, мать берет его ладошки и показывает ребенку на них две извилинки (они всегда есть на ладошках). Буква «М» по-голландски означает «менш» — «человек», а если перевернуть — латинская «W», что означает «верк» — «работа».
Человек и работа. Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье — найти в жизни свое назначение, свое призвание» (А.Л. Сайко. «Все мы родом из детства». Грозный, 1988.)
Понятие «призвание» имело первоначально религиозный смысл: подразумевалось, что это бог призывает человека к определенной деятельности, дав ему соответствующее положение в обществе или путем индивидуального откровения (как Жанне д'Арк явилась во сне Богоматерь). Сегодня призванием называют наивысшую степень соответствия склонностей и способностей человека к той или иной профессии, в которой он видит главную форму самореализации. Когда человек может сказать, что в той или иной области труда он более всего плодотворен и удовлетворен. Но как найти свое призвание? Ведь выраженные, устойчивые и активные склонности встречаются не так уж часто. К тому же интересы и склонности могут появляться и изменяться в процессе работы.
Вы — перед выбором будущей профессии. Но только практически, в ходе самой деятельности выяснится, подходит ли она вам или нет. Не нарисовав ни одной картины, ни разу не взяв в руки кисть, вряд ли можно понять, есть ли у вас талант художника. Правда, все виды труда испробовать невозможно.
Поэтому выбор карьеры — это не только поиск, но одновременно и самоограничение, предполагающее отказ от многих профессий. Сегодня мы с вами об этом и поговорим.

II. Заполнение опросника Дж. Голланда. Работ» со словарем профессий.

А) Объяснение инструкции. (Необходимо добиться, чтобы все учащиеся поняли, что выбор нужно сделать обязательно в каждой из 42 пар профессий, так как часто учащиеся задают вопросы типа: «Мне не нравится ни одна из двух предложенных профессий. Что делать в таком случае?» Можно ответить, что нужно выбирать ту из них, которая менее неприятна, вызывает меньшую неприязнь.)
Б) Объяснение порядка работы со словарем
— В перечне профессий вам, возможно, некоторые из них встретятся впервые. В таком случае обращайтесь к словарю. Чем лучше вы уясните содержание каждой профессии, тем более обоснован будет ваш выбор, и, значит, более правильны последующие результаты.
Можно в качестве примера (до того, как учащиеся получат словари) спросить о содержании некоторых известных профессий.
В) Самостоятельная работа учащихся.
В случае необходимости психолог оказывает помощь.

III. Графическое изображение профессионального типа личности.
После выбора предпочитаемых профессий учащиеся подсчитывают количество единиц, двоек, троек, четверок, пятерок и шестерок, которыми обозначены 6 профессиональных типов личности. Полученный профиль отображают на графике под руководством психолога.

IV. Интерпретация и совместное обсуждение результата».
Профконсультант называет шесть профессиональных типов личности.
Учащиеся записывают их. Дается описание тех видов деятельности, которые наиболее подходят каждому типу. Психолог характеризует каждый тип, рассказывает о его сформированности/несформированности. Профессиональный тип личности считается сформированным, если количество набранных баллов по одному из типов превышает все остальные на две и более единиц. Если наиболее выражены два значения, допустимо считать профессиональный тип частично сформированным. В случае же, когда график получается как бы «размытым», то есть на нем нет четко выраженных вершин, «пиков», профессиональный тип считается  несформированным. Это означает, что у подростка еще нет определенных профессиональных предпочтений. Можно говорить, что человек еще не определил, какая профессиональная сфера его привлекает, что ему больше нравится (как правило, такие ученики недостаточно осознают и свои интересы, желания, профессиональные намерения, что можно дополнительно проверить, обратившись к анкете оптанта).

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАНЯТИЮ 4

Шесть профессиональных типов личности (по Дж. Голланду).
·                    Первый тип личности — реалистический (практический). Любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, зоркости. Хорошо развито практическое мышление. Охотно выбирает профессий связиста, пиротехника, радиомонтажника, водителя, лесника, пчеловода. Коммуникативные навыки Требуются в минимальной мере.
•  Второй тип личности — интеллектуальный. Сообразителен, наблюдателен, независим, оригинален, обладает нестандартным мышлением, творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Предпочитает научные профессии: эколога, философа, футуролога и т.п. Межличностные отношения играют в деятельности незначительную роль.
•  Третий тип личности — социальный. Активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать от­ношения с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание. Главное содержание труда — взаимодействие с людьми.
• Четвертый тип личности — стандартный (конвенциальный). Усидчивый, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи. Предпочитает профессии, имеющие отношение к канцелярским и расчетным работам (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус и т.п.).
• Пятый тип личности — предприимчивый. Находчивый, практичный, подвижный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Стремится к Лидерству. Любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способ­ности. Контакты с людьми — многочисленны (следователь, журналист, политик, предприниматель и т.п.).
• Шестой тип личности — артистический. Высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обоснования). Развито восприятие, ручные умения, словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью (дизайнер, переводчик, художник, музы­кант, актер и т.п.).



                                   

Занятия 5—7

Тема: Палитра ваших способностей.
Цель: 1) определение уровня развития общих способностей учащихся;
2) знакомство с понятиями «мышление», «способнос­ти», их ролью в жизни и трудовой деятельности человека.,     
Необходимые материалы: тестовые тетради; бланки для ответов; кассетный магнитофон с записью инструкций и временных пауз.
Необходимые условия для проведения занятий: звукоизолирован­ное помещение для проведения тестирования; второй и третий уроки любого дня недели, кроме понедельника и пятницы.
Описание занятий дается на примере проведения теста струк­туры интеллекта Р. Амтхауера. Однако для оценки актуального уровня школьного развития возможно использование других аналогичных тестов, например, ШТУРа и т.п.

Не многие умы гибнут от износа,
по большей части они ржавеют
от неупотребления.
К. Боуви                      
Краткое вступление перед выполнением теста
Повседневная жизнь на каждом шагу предлагает нам примеры того, как при одинаковом старании люди достигают разных результатов в своей деятельности. Разные результаты деятельности не являются случайными, а зависят от способностей. Поэтому их значение при выборе профессии особенно велико. Способностей существует неимоверно много. Подробнее об этом мы поговорим после выполнения вами предлагаемых заданий, вы узнаете о своих способностях. (В беседе, предваряющей тестирование, наиболее важно убедить ребят, что тестовые испытания нужны не психологу, а прежде всего, самим учащимся. Необходимо объяснить, что информация, полученная в ходе тестирования, будет сообщена испытуемому конфиденциально, а учителям или родителям — в обезличенной форме. В случае упорного отказа кого-либо от тестирования психолог не вправе настаивать на этом, а тем более привлекать на помощь администрацию школы. Лучшее, что можно сделать в этой ситуации — лишний раз проявить уважение к личности подростка, подчеркнув его право решить вопрос об участии в испытании. Однако, при создании на первом занятии установки на доверие, отказов от тестирования практически не наблюдается.)
I. Выполнение теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра.
(Инструкции и временные паузы предъявляются через магнитофон.) Время выполнения — 90 минут.
Перед включением магнитофона экспериментатор объясняет учащимся, что вопросы можно задавать только после прочтенной инструкции и разбора следующих за ней примеров. Во время выполнения заданий спрашивать ни о чем нельзя. В ходе прове­дения тестирования психолог контролирует правильность записи в бланк для ответов и следит за своевременным перелистыванием учащимися страниц тестовой тетради.
П. Несколько слов о  мышлении.
«Во многих сказках главному герою приходится отгадывать три загадки, чтобы спасти свою жизнь или получить руку и сердце прекрасной принцессы. Одной из самых трудных загадок считается такая: «Что на свете всего быстрее?» (Дать возможность учащимся ответить на этот вопрос.)
Умный сказочный герой отвечает: «Всего быстрее мысль че­ловеческая.»
— Что же такое «мысль», «мышление»?
—  Надо ли специально учиться думать?
— Можно ли этому научиться?
— Что отличает человека от всех других живых существ?
(Обладание разумом, умение думать.) (Возможна организация групповой дискуссии на эту тему.) (Подробное содержание беседы см. в книге «Развивающие и коррекционные программы для работ с младшими школьниками и подростками» под ред. И.В. Дубровиной, Москва—Тула, 1994.)

III. Интерпретация      данных  теста Р. Амтхауэра.
1) Учащимся раздаются бланки с таблицей результатов, по ко­торой школьники сами строят график, отражающий их структуру интеллекта и выраженность способностей.
2) Психолог интерпретирует результаты. (См. «Руководство к применению теста структуры интеллекта Р. Амтхауера. — Обнинск: «Принтер», 1993», а также статью М.К. Акимо­вой и В.Т.Козловой «Анализ индивидуальных особеннос­тей мышления старшеклассников с Помощью теста струк­туры интеллекта Р. Амтхауера» //Детский практический психолог. — Обнинск, ноябрь, 1994, с. 21— 24.)

IV. Беседа о способностях.               \                       .         .
Вступительная часть
Во вступительной части желательно подчеркнуть, что у каж­дого человека есть способности, пояснить, зачем необходимо тестирование способностей и как это может помочь при выборе карьеры. (»Самая большая ошибка при поиске работы — не знать, на что способен. И это в такой области, от которой зави­сит ваше будущее благополучие» — Дейл Карнеги.)

Теоретические сведения
Что такое способности?
Способности — это то, что помогает быстрому приобретению, закреплению и эффективному использованию на практике зна­ний, умений и навыков. Известный психолог Борис Михайлович Теплов, долгое время изучая эту проблему, дал такое определе­ние способностям: «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, поня­тие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или уме­ниям, которые уже выработаны у данного человека».
Способности бывают общие, т.е. такие, с помощью которых человек может достичь успеха в самых различных видах деятель­ности (например, умственные способности, развитая память, со­вершенная речь и др.).
В отличие от общих бывают способности специальные, кото­рые определяют успехи человека в отдельных видах деятельности (например, музыкальные, математические, спортивные и др.).
Каждый человек имеет потенциальные (скрытые) возможнос­ти для развития способностей. Они становятся реальными, когда под влиянием требований профессионального труда скла­дывается система качеств, благодаря которой достигается успех в деятельности. Отсюда ясно, что способности очень динамич­ны, подвижны.
В истории известно множество примеров проявления способ­ностей к различным видам деятельности в раннем возрасте.
Так, замечательный французский математик, создатель тео­рии групп Эварист Галуа, выдающиеся заслуги которого призна­ны сейчас учеными всего мира, прожил всего 20 лет. Он не был вундеркиндом и при жизни не добился никакой известности. Первым учителем Галуа стала его мать, умная, хорошо образо­ванная женщина. В возрасте 12 лет он поступил в Королевский коллеж Луи-ле-Гран, в котором учились дети из семей, принад­лежавших к высшим кругам буржуазии. Преподаватели отмечали «незаурядные способности» своего воспитанника. В 15 лет Эва­рист отдает предпочтение математике. Быстрота, с которой он продвигался вперед в этой науке, казалась необычной. По выра­жению одного из преподавателей «он был одержим бесом математики»... Накануне расовой дуэли Галуа правил свои математи­ческие работы. Этот исключительно одаренный молодой человек оставил всего шестьдесят написанных от руки страниц, которые открыли миру имя ученого-математика Эвариста Галуа.
— Какие еще примеры раннего проявления способностей вы знаете? (М.Ю. Лермонтов, Вольфганг Моцарт и др.)
Способности не зависят от возраста. Вы узнали о примерах проявления способностей в раннем возрасте. Эти случаи доказы­вают, что способности не являются результатом только обученности, что их развитие предполагает соответствующие задатки.
Известны примеры яркого проявления способностей и в пожилом возрасте. Первая выставка картин Любови Михайловны Майковой состоялась, когда ей было 87 лет, рисовать она начала в 79, а до этого работала в колхозе и никуда из села не выезжала. За одну только зиму бабушка Люба нарисовала 200 картин. Бол­гарским телевидением сделан двухчасовой фильм о ее творчест­ве. «Почему Вы начали рисовать только в 79 лет, почему не рань­ше?» — Любовь Михайловна не могла ответить на этот вопрос. Автор статьи ответил за нее так: «Художник рождается и в чреве матери, и на склоне лет своих. И ничто не может этому поме­шать. Нигде. И ни в какие времена».
Значит, неспособных людей нет. Важно только отыскать в себе эту «изюминку» и развивать ее. Если по тесту структуры ин­теллекта у вас невысокие результаты, если вы не обнаружили в себе развитых словесных, счетных или пространственных спо­собностей, не отчаивайтесь! Скорее всего, у вас есть другие спо­собности — музыкальные, художественные, педагогические. Или, возможно, вы — общительный, коммуникабельный чело­век, у вас хорошие организаторские способности? Или вы умеете что-то хорошо делать своими руками? Ищите, пробуйте, исполь­зуйте любую возможность, чтобы раскрыть новые грани своего внутреннего мира, своих способностей.                              

Занятие 8

Тема: В «круге Айзенка».                                                
Целы 1) определение типа темперамента (по тесту Г. Айзен­ка); 2) знакомство с понятием «темперамент»; 3) активизация процесса рефлексии.
Необходимые материалы: опросник Г. Айзенка,бланки для от­ветов»     
    

Это я, господи!                        
          Господи— это я!          
Борис Слуцкий     

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
I.  Краткая вступительная беседа.
В начале беседы психолог дает школьникам краткое представ­ление о типологических особенностях личности (темпераменте). Подчеркивается, что не существует «хороших» и «плохих» свойств темперамента, что они — природная данность и их необ­ходимо понимать и учитывать в своем поведении и поведении окружающих. Нельзя игнорировать свои природные особенности и при выборе карьеры. Один из самых известных тестов по определению темперамента был разработан английским психологом Гансом Айзенком.                                                      
— Сейчас каждый из вас получит опросник Айзенка и бланк для ответов. Имейте в виду, что исследуются некоторые ваши личностные, а не умственные особенности, так что правильных или неправильных ответов здесь нет. При ответах обращайте внимание на такие слова как «часто», «всегда», «когда-нибудь», «никогда».                                                                       
Примечание. Перед заполнением опросника Айзенка не следу­ет давать определение темперамента и подробно раскрывать «со­держание этого понятия, чтобы не повлиять на результаты тести­рования.

II.  Проведаете опроса.                    
В ходе самостоятельной работы учащиеся могут спросить, как отвечать на 1-й вопрос, так как иногда они любят шум и суету, а иногда нет. Ведущий отвечает, что правильно будет ответить «да», если чаще в жизни они предпочитают шум и оживление, людей вокруг себя.
Учащиеся иногда затрудняются правильно ответить на 45-й вопрос. Ведущий поясняет, что если им трудно ответить «нет», то если они согласны с приведенным высказыванием, тогда ста­вится «плюс». Испытуемых нередко ставит в недоумение вопрос 49. (Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?) Экс­периментатор объясняет, что в данном случае требуется выска­зать свое мнение, предположение. (А как вы думаете? Каким че­ловеком вас считают друзья? Ваше мнение на этот счет?)

Ш. Графическое изображение результатов. Нахождение «Точки темперамента» в «Круге Айзенка».
По «ключам», диктуемым экспериментатором, учащиеся на­ходят значения каждой из трех букв, указанных в бланке: Л, Эй Н. Психолог объясняет смысл этих показателей. По значениям Э и Н строится «точка темперамента». Ведущий интерпретирует показатели шкал «интроверсия — экстраверсия» (замкнутость, пассивность — общительность, активность), «эмоциональная
   -.стабильность — нестабильность» (уравновешенность — неурав­новешенность).
IV. Заключение. Объяснение содержания понятия «темперамент».
Урок можно закончить рассказом о традиционной классифи­кации темпераментов. У каждого человека имеются индивиду­альные, врожденные особенности психики. Присущими от рож­дения свойствами психики характеризуется темперамент.
Темпераментом Называют совокупность природных, врож­денных свойств, характеризующих динамические особенности, протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. (Немов Р.С: Общие основы психологии, стр. 333.)

Основными признаками темперамента являются:
1) сила — слабость протекания нервных процессов;
2) уравновешенность реакций на жизненные воздействия;
3) эмоциональная подвижность. (Пояснить.)

Изучение темперамента началось несколько тысячелетий назад, в период до нашей эры. В то время возникла наивная тео­рия жизненных соков, согласно которой темперамент определяет один из четырех соков тела: кровь, слизь, желтая или черная желчь. Из этой теории происходят названия типов темперамента, имеющие употребление и в наши дни: холерик (от греч. слова «желчь»), сангвиник (от греч. слова «кровь»), флегматик (от греч. слова «слизь»), меланхолик (от греч. слова «черная желчь»).
Далее в увлекательной форме следует рассказать о четырех ос­новных типах темперамента, используя в качестве опоры их хрестоматийные определения. Ниже они приводятся полностью.
Холерик характеризуется высоким уровнем психической ак­тивности, энергичностью действий, резкостью, стремительнос­тью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Хо­лерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетер­пелив, подвержен эмоциональным срывам. При отсутствии над­лежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравнове­шенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.
Сангвиник характеризуется высокой психической активнос­тью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен.  Эмоции — преимущественно положительные — быстро возникают и быстро сменяются. Сангвиник сравнительно легко и быстро переживает неудачи.
Флегматик характеризуется низким уровнем психической ак­тивности, медлительностью, невыразительностью мимики. Флег­матик трудно переключается с одного вида деятельности на дру­гой и приспосабливается к новой обстановке. У флегматика пре­обладает спокойное, ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных усло­виях у флегматика может развиться вялость, бледность эмоций, склонность к выполнению однообразных действий.
Меланхолик характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мотори­ки и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолика отличают вы­сокая эмоциональная сензитивность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преоблада­ют отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях может развиться повышенная эмоциональная ранимость, зам­кнутость, отчужденность.
(Психология. Словарь. М., Политиздат, 1990.)



Занятие 9
Темя: «Формула» темперамента.
Цель: 1) закрепление и углубление знаний учащихся о темпе­раменте; анализ влияния природного фактора на профессио­нальное становление; 2) развитие навыков общения, сензитивности; 3) активизация процесса рефлексии.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

I. Опрос. Повторение материала прошлого урока. О темпераменте.
— Что такое темперамент?
— В чем он проявляется?
— Каковы традиционные признаки темперамента?
Темперамент не следует путать с характером, который пред­ставляет, собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. Доброта и жестокость, леность и трудо­любие, аккуратность и неряшливость — все это черты характера. В его основе лежит темперамент
(Можно, при желании, познакомить учащихся с классифика­цией типов высшей нервной деятельности по И.П. Павлову.
   Безудержный — процессы возбуждения и торможения силь­ные, подвижные, но неуравновешенные; свойствен холери­кам.
•   Живой — сильные, подвижные, уравновешенные; присущ сангвиникам.
Спокойный — сильные, уравновешенные, но малоподвиж­ные; свойствен флегматикам.
•    Слабый — процессы слабые, неуравновешенные, малопо­движные; присущ меланхоликам.)
Примечание. Все объяснения желательно проводить, пользу­ясь схемой Айзенка, изображенной на доске или плакате.
II. Объяснение нового.
— Познакомимся с каждым типом темперамента подробнее.
(6 рассказе необходимо уделить внимание сильным и слабым сторонам каждого темперамента.)
Природные особенности оказывают существенное влияние на профессиональное становление. Их игнорирование может при­вести к потере интереса к работе, различного рода перегрузкам, а то и к нервным заболеваниям.
В профессии условно выделяют две стороны — содержатель­ную и динамическую.                                                              
Содержательная определяется набором необходимых знаний, умении и навыков, что предъявляет специфические требования к личностным особенностям человека. Эти особенности могут формироваться в процессе труда. Они поддаются воспитанию и тренировке.                                                                                   
Профессия имеет еще и другую сторону — динамическую.
Любая работа требует от человека определенной скорости, темпа выполнения, умения переключаться с одного типа заданий на другой, концентрации внимания и т.д. В некоторых профес­сиях эти требования выступают на первый план, создавая труд­ности для их овладения. Перечень таких профессий невелик, но для их получения необходимо пройти специальный отбор.
Учитывая это, психолог К.М. Гуревич предложил классифи­цировать профессии по признаку их абсолютной или относи­тельной профпригодности.
Если профессия предъявляет жесткие требования к особен­ностям нервной системы человека и требует отбора, то ее следует отнести к 1-ой группе — группе профессий с абсолютной проф­пригодностью.
Если же данной специальностью может овладеть практически любой человек, то ее можно отнести ко 2-ой группе профессий, требующих относительной профпригодности.
Эти группы называют профессиями I и II типов.
Подавляющим большинством профессий одинаково успешно могут овладеть люди с разными психофизиологическими особен­ностями. Но даже при этом нужно учитывать свои природные свойства, чтобы найти наиболее подходящую специализацию в рамках профессии.
Итак, при выборе профессии важно учитывать свой тип тем­перамента.
•    Сангвинику интереснее заниматься разнообразной работой, где он постоянно получает новые задания. Ему подходят про­фессии, которые предусматривают частое и интенсивное об­щение и организацию деятельности других людей.
•    Холерику благоприятнее цикличная работа, в которой Череду­ются периоды больших усилий и спокойной деятельности.
•    Флегматику сложнее, когда работа разнообразна, зато привычный режим не представляет для него трудности.
•. Меланхолику подходит работа, требующая тонких ручных умений. Ему противопоказаны профессии, связанные с не­ожиданностями и сложностями.
III. Психологический практикум. Определение «формулы» темпера­мента. (Дополнительный материал.)
В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четы­рех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие — слабее. Поэтому можно говорить уже не о темперамен­те, а о «темпераментной структуре», которая включает в себя все типы. Чтобы определить ее, вам нужно выразить свое согласие (высокие баллы себе средние баллы — 4, 5, 6, 7.
Важно оценить себя как можно объективнее!
1.  Перед каким-либо важным для меня событием я начинаю нервничать.
2. Я работаю неравномерно, рывками.
3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.
4.  Если нужно, я могу спокойно ждать.
5.  Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при неуда­чах и трудностях.
6. С людьми равными я несдержан и вспыльчив.
7.  Мне нетрудно сделать выбор.
8.  Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получает­ся само собой.
Сложите количество баллов по вопросам, номера которых указаны в формулах:
М= 1+5 =
Х=2+6=
С=3+7=
Ф=4+8=
Соответствующие символы — М, С, X, Ф — запишите в по­рядке убывания их значений.
Символы с одинаковыми значениями запишите один под дру­гим. Вы получили так называемую приоритетную формулу, на­пример М X С Ф. Ее владельца в первую очередь характеризуют меланхолические черты (М), поэтому его условно можно назвать меланхоликом. Слабее выражены признаки «холерика (X), сан­гвиника (С) и флегматика (Ф).
(Методика приведена в интерпретации Е. Жарикова, Е. Кру-шельницкого. Для тебя и о тебе, М, 1991, стр. 23—27.)
IV. Закрепление материала. Решение психологических задач.
«Определи темперамент»                                             
А. — Вспомните известных литературных героев, персонажей сказок, мультфильмов и т.д. С помощью «круга Айзенка» попро­буйте определить их темперамент.
Можно предложить учащимся следующие варианты:
— невозмутимый тугодум Собакевич (флегматик);
— непредсказуемый жизнелюб Ноздрев (сангвиник);
— импульсивный ревнивец Отелло (холерик);
— впечатлительный романтик Гамлет (меланхолик)
или исторические личности:
Крылов, Кутузов — флегматики;
Наполеон, Бомарше — сангвиники;
Суворов, Менделеев, Пушкин, Петр I -- холерики;
Ньютон, Гоголь, Чайковский — меланхолики.
Б. — Попробуйте выполнить психологическое упражнение, в котором может проявиться ваш темперамент.
Учащимся предлагается продемонстрировать естественную реакцию в следующих ситуациях (ответы должны быть спонтан­ными, чтобы школьники действительно не затрачивали время на обдумывание, а реагировали быстро, как они поступили бы на самом деле):                                                        
—  Учитель говорит, что ваша одежда не соответствует внешнему виду ученика. Вы говорите учителю ...
— Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите ...
—  Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним ...
(Задание выполняют все желающие.)
Данное упражнение можно обсудить, используя вопросы:
—  Какие свойства темперамента проявились у каждого участника при ответах?
— Сравните данные наблюдения с результатами тестирова­ния.
Совпадают ли они? Если нет, то почему? Может быть, в этом упражнении проявились такие качества личности, как воспитан­ность, общая культура, привычки и т.д.?


Занятие 10
Тема: Мир профессий и твое место в нем. Обзорная психоло­гическая классификация профессий по Е.А. Климову.
Цель: 1) построение классификации профессий в процессе эв­ристической беседы; повторение классификации К.М. Гуревича (профессии с абсолютной и относительной профпригодностью); 2) составление «формулы» своей будущей профессии (или про­фессии-мечты); 3) активизация процесса рефлексии: решение психологических задач (угадывание профессий по формуле).      .
Необходимые материалы: книга Е.А. Климова «Развивающий­ся человек в мире профессий», Обнинск, 1994.



Удовольствие пролетит — оно себе;
труд оставит след долгой радости — он другим.
Д.И.Менделеев

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
I. Вступительная беседа. Повторение.
На наших занятиях вы уже много узнали о себе. Кто-то под­твердил свой предположения, знания, для кого-то сведения о своих психологических особенностях были неожиданными.
Процесс самопознания бесконечно увлекателен, сложен... Вспомните, какие стороны личности мы пытались осветить да наших уроках?
— Самооценка (»Кто я?», «Моя линия жизни» и др.).
— Интересы (анкета оптанта).
— Склонности (анкета оптанта).
—  Мотивация (анкета оптанта).
— Профессиональные намерения (анкета оптанта).
— Профессиональные предпочтения (опросник Голланда).
—   Уровень умственного развития, общие способности (тест Р.Амтхауера).
— Темперамент (тест Г. Айзенка).              
Но все эти знания ни к чему, если их не использовать, не применять в жизни.
Однако этого недостаточно, чтобы выбрать верную дорогу в поисках своего призвания. Необходимо научиться ориентиро­ваться в профессиональном пространстве.
— Вы уже знаете одну из систем. Вспомните ее (с абсолют­ной и относительной профпригодностью).
Для различения и «примеривания» каждым человеком к себе разных профессий полезна их четырехъярусная обзорная класси­фикация.
Попробуем самостоятельно составить и заполнить схему «Классификация профессий». (Далее проводится беседа с учащи­мися в форме диалога, с использованием приемов «мозгового штурма», поддерживается каждое высказывание школьников и развивается в нужном направлении.)
II. Построение квалификации.
— Как вы думаете, сколько всего профессий насчитывает­ся в мире? (Более 40 тысяч)
— По каким признакам их можно систематизировать?
— Какие компоненты имеет любой профессиональный труд?
Для подсказки, для того, чтобы направить рассуждения учащихся в нужное русло, можно изобразить на доске «5-этажную пирамиду», 4 нижних «этажа» которой предстоит заполнить школьникам со­вместно с психологом. После этого на последнем, 5чш «этаже» (ярусе) каждый должен вывести «формулу» своей профессии.
Заполнение нижнего яруса «Типы профессий» можно начать с наводящего вопроса:
«Человек — природа» (П).
1) — Что общего у таких профессий как агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог? (Представители этих профессий имеют дело с растительными и животными организмами и условиями их существования.)
Моя будущая профессия (профессия-мечта)     
условия труда            БОНМ               группы           
(где работать?)
средства труда            РМАФ               отделы
(чем работать?)
цель труда                  Г   П   И               классы
(что делать?)
предмет труда            П Т Ч 3 X            типы
(с чем работать?)                                профессий       
В 1-ую ячейку нижнего яруса вписываются примеры профес­сий типа «Человек — природа»,                                
2)  — Следующий тип — «Человек ~ техника» (человек и не­живая природа) (Т).                                           
—  Приведите примеры профессий, в которых предметом труда является техника или неживая природа? (Слесарь, техник, инженер, геолог и гл.).
3)  «Человек — человек» (Ч).                                           
—  Предметом интереса, распознания, обслуживания, пре­образования здесь являются социальные системы, сооб­щества, группы населения, люди разного возраста.
—  Приведите примеры. (Продавец, учитель, врач, парик­махер и т.д.)
4)  «Человек — знаковая система» (3).
—  Что общего у профессий «программист», «переводчик», «чертежник», «языковед»? (Предметом их труда являют­ся естественные и искусственные языки, цифры,  сим­волы, формулы, т.е. различные знаковые системы.)
5)  «Человек — художественный образ».
—   Что объединяет профессии художника, артиста, на­стройщика музыкальных инструментов? (Они имеют дело с явлениями, фактами художественного отображе­ния действительности.)

Примечание. Если учащиеся затрудняются сами определить типы профессий, можно не называть их полностью, а предло­жить угадать по начальной букве: П Т Ч 3 X.
Подобным образом заполняются 2, 3 и 4 ярусы «пирамиды».

III. Определение «формулы» профессии. Закрепление материала.
В верхнем, 5-ом ярусе пирамиды запишите «формулу» своей профессии. Для этого двигайтесь последовательно с нижнего, 1-го яруса (вы только что определили предпочтительный тип будущей профессии) до 4-го. Выбирайте тот сектор, который вас наиболее привлекает (и, что важно, соответствует каждому предыдущему).
(Необходимо предостеречь учащихся от возможных ошибок. Например, первая буква формулы X (художественный образ), а третья — М, то есть несоответствие предмета и средств труда.) По желанию учащиеся пишут на доске формулы профессий, а класс угадывает эти профессии.

Занятие 11

Тема: Стратегия профессионального выбора.
Цель: 1) обучение стратегии выбора профессии; анализ воз­можных ошибок при выборе карьеры; 2) информирование о рынке труда данного и близлежащих регионов, о возможностях получения профессий в имеющихся учебных заведениях; 3) вы­полнение практических заданий, способствующих активизации самоанализа, повышению эффективности и осознанности про­фессионального выбора.
Необходимые материалы: справочники для поступающих в про­фессиональные заведения города (области, ближайших центров).
Примечание. При проведении всех этапов данная тема может потребовать не одно, а два занятия.
Прямо только вороны летают.                                              
  Народная мудрость.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
В качестве одного из вариантов начала занятия можно ис­пользовать упражнение «Стратегический жизненный анализ», подробно описанную в кн. Л.И. Маленковой «Человековедение», М., 1994, с. 159-163.
(Опыт проведения данной методики показал, что она являет­ся наиболее удачным вариантом начала занятия, т.к. гармонично сочетается с последующим его ходом.)
I. Обучение стратегии выбора.
— Для того чтобы правильно выбрать профессию, необхо­димо учитывать 7 факторов. Как вы думаете, что это за факторы? (Как правило, учащиеся называют 3—4 вари­анта, которые, записываются на доске и затем дополня­ются. Желательно стимулировать школьников с помощью наводящих вопросов, чтобы они назвали все факторы самостоятельно.)
Схема построения профессионального образа будущего,
1. Дальняя профессиональная цель (мечта).
2.  Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).
3.  Знание себя (знание своих возможностей для достижения  дальней и особенно ближних целей).
4.  Знание путей подготовки к достижению целей (особенно ближних) и способов работы над собой.
5.  Реальная подготовка к профессии (практическая реализа­ция планов).
6.  Запасные варианты карьеры и их иерархия как способы движения к дальней цели. Возможны случаи, когда резерв­ный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь.
7.  В случае явного несоответствия своих возможностей из­бранным целям — другой профессиональный выбор.
(Обсуждается каждый из факторов. Учащиеся должны сопо­ставить указанные моменты с той картиной, которая существует у них на сегодняшний день.)

II. Ошибки, сопутствующие выбору карьеры.
Обсуждаются ошибки, сопутствующие выбору профессии:
1)  увлечение только внешней стороной профессии без учета ее «минусов»;
2) выбор профессии из соображений престижности (популяр­ности) в обществе;
3) только на основании высокой оплаты труда;
4)  под влиянием ближайшего окружения, без особых собст­венных желаний;
5) отождествление учебного предмета с профессией;
6)  перенос позитивного отношения к человеку — представи­телю той или иной профессии на саму профессию;
7) выбор профессии «за компанию» с друзьями;
8)  неумение (без учета индивидуальных особенностей) разо­браться в своих личностных качествах (склонностях, спо­собностях, подготовленности и т.д.); 9) незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии;
10) предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми иногда считаются недостой­ными, неприличными («торгаши», «фотомодель» и др.)
III. Информация об  актуальнос состоянии рынка труда, о профес­сиональном учебном пространстве региона.
а) Активные формы работы. Беседа.
—  Как вы думаете, сколько профессий можно получить в нашем городе? (Можно устроить игру-соревнование «Kтo перечислит большее количество профессий?»)
— Какие профессиональные учебные заведения нашего го­рода вы знаете?
(Ответы записываются на доске, по ходу объясняется разница между научно-исследовательскими институтами и учебными за­ведениями, так как учащиеся часто путают эти понятия.)
—  Можно спросить учащихся о понимании значения не­которых слов, необходимых при обсуждении темы за­нятий, таких, например, как «лицей», «менеджер», «ба­калавр» и др.
б) Самостоятельная работа учащихся.
Можно раздать старшеклассникам справочники для поступа­ющих в учебные заведения региона. Затем провести опрос с целью выяснения, насколько усвоена информация.
В конце занятия психолог отвечает на вопросы и задает до­машнее задание:
—  подготовиться к контрольной работе и зачету (вспом­нить,   просмотреть,   выучить теоретические  разделы курса: терминологию, данные психодиагностики, обду­мать свой первоначальный профессиональный выбор с учетом сегодняшнего занятия — знаний о стратегии вы­бора и возможных ошибках).
IV. Закрепление материала. Опрос.
—  Каждый ли человек при желании может добиться успе­хов в любой избранной деятельности?
—  Какие требования предъявляет к человеку та или иная профессия?
— Что помогает в овладении выбранной профессией, а что может помешать? —  Какие профессии невозможны без профессионального отбора?             
—  Что необходимо учитывать при принятии решения о своем выборе?
(Правильно построенная беседа побуждает ребят еще раз взглянуть на мир профессий, обдумать будущий выбор.)    

Занятие 12

Тема: Твои перспективы. (Самоанализ готовности к профес­сиональному старту.)                                             
Цель: 1) подведение итогов, проверка степени усвоения теоре­тической информации, результативности диагностического и ин­формационного блоков программы; 2) обучение школьников самостоятельному составлению психологических рекомендаций; 3) активизация процесса рефлексии.                   

Необходимые материалы: сводные таблицы данных по классу в целом, тестовые контрольные задания, карты «Твои перспекти­вы».                                   

Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас,  
                               вы должны пройти ее сами.
Уолт Уитмен

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

I. Проведение контрольной работы (в виде тестовых заданий).
Учащимся предлагается выбрать по одному правильному от­вету в каждом из предложенных 20 заданий контрольной работы. Цель — проверка теоретических знаний по профориентационному курсу. (Оценка результатов тестирования: 50% правильно вы­полненных задании — «удовлетворительно», 60—-80% — «хоро­шо», 90—100 % — «отлично».)
П. Обобщенный анализ полученных данных.
Подведение общих итогов занятий требует тщательной подго­товки психолога к беседе со школьниками. Результаты психодиа­гностики представляются в форме, не задевающей самолюбия подростков. Создаются условия, при которых каждый учащийся узнает свои результаты индивидуально, работая только со свои­ми бланками. Сведения, негативно характеризующие подростка, не должны отрицательно повлиять на его самооценку, поэтому такая информация обязательно сопровождается беседой о воз­можностях непрерывного личностного и интеллектуального раз­вития человека. Желательно убедить каждого школьника в том, что, приложив усилия, он может добиться значительных успехов в учебе, общении с людьми, развитии своих общих и частных способностей.
Особое, внимание уделяется обсуждению анкеты оптанта, факторам, которые необходимо учитывать при выборе карьеры. Оценивается обоснованность первоначального профессиональ­ного выбора.

III. Заполнение карты «Твоя перспективы». Составление психологических рекомендаций.
Учащимся предлагается заполнить карту «Твои перспективы», обобщить, проанализировать полученные сведения о себе, о про­фессиональном мире. На их основании сделать собственные вы­воды об осознанности первоначального профвыбора и составить рекомендации на будущее.

Объяснение.
При осознанном выборе карьеры необходимо учитывать:
1) интересы (избирательную направленность личности на оп­ределенные области познания);
(Важно оценить, что это — просто заинтересованность или устойчивый профессиональный интерес. Профессиональ­ными считаются интересы, которые связаны с жизненны­ми профессиональными планами.)
2) склонности (предрасположенность, потребность занимать­ся тем или иным трудом);
3)  способности (индивидуально-психологические особеннос­ти личности, являющиеся условием успешного выполне­ния какой-либо продуктивной деятельности);
4)  мотивы (побудительные причины к какому-либо дейст­вию);
5) готовность (пригодность к чему-либо);
6) возможности (средства, условия, обстоятельства, необходи­мые для чего-либо);
7) природные особенности (темперамент); 8)здоровье;
9) потребности общества в избираемой профессии.

Примечание. Пункты 1—7 оцениваются по анкете оптанта (хотя некоторые факторы могут измениться у школьников в про­цессе занятий), опроснику. Голланда, тесту Р.Амтхауэра, тесту ГАйзенка. Восьмой пункт (медицинский аспект) заполняется на основании представлений учащихся о своем здоровье. Девятый пункт связан с актуальным состоянием рынка труда. Осознанным можно считать выбор, который построен с учетом всех девяти пунктов!

При заполнении карты «Твои перспективы» учащиеся работа­ют самостоятельно. Психолог оказывает им индивидуальную по­мощь, помогает сравнить, сопоставить данные диагностики и профессиональных намерений, сделать выводы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий