понедельник, 7 января 2019 г.


Программа тренинговых занятий для старшеклассников «Гендер в нашей жизни»

Пояснительная записка
            На данном этапе развития современного общества, в годы социально-культурных и политических изменений, происходящих в современном обществе, наблюдается тенденция цивилирования мужских и женских ролей во всех сферах жизни, утрачивается значение взаимоотношений мужчины и женщины как ценности, снижается уровень культуры взаимоотношений полов. Образование, обращенное к внутреннему миру юношей и девушек, призвано способствовать развитию ценности личности, становлению мужской, женской индивидуальности, формированию культуры взаимоотношений подрастающего поколения. 
                    Природа межличностных отношений в любых общностях  достаточно  сложна. В  них  проявляются  как  сугубо  индивидуальные  качества  личности     её эмоциональные  и  волевые  свойства,  интеллектуальные  возможности,  так  и усвоенные личностью нормы  и  ценности  общества.  В  системе  межличностных отношений человек  реализует  себя,  отдавая  обществу  воспринятое  в  нем.
            Именно активность личности, её деяния являются важнейшим  звеном  в  системе межличностных отношений.
        Вступая в межличностные отношения   самых  разнообразных  по  форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду,  в классе, в дружеском кругу,  в  различного  рода  формальных  и  неформальных объединениях,  -  индивид  проявляет  себя  как  личность   и   представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
      Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей  особой социальной ситуацией развития. Понятие  социальной  ситуации  развития  было введено  Л.С.  Выготским  для  характеристики   развития   личности   внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно –  исторической  системы его отношений с социальной действительностью.  Понятие  социальной  ситуации развития может быть применено и к характеристике малой  группы.  Это,  прежде всего,  объективные  условия  существования   данной   группы,   определяемые исторической  эпохой,  культурой  и  пр.      Помимо   объективных   условий социальной ситуации развития детской группы существует  субъективный  аспект социальной ситуации  развития.  Он  представлен  социальной  позицией,  т.е. отношение  членов  группы  к  этим  объективным  условиям,  статусу,  и   их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.
      Анализ социальной  ситуации  развития  позволяет  раскрыть  содержание
межличностных  отношений  в  группах.  В   группах   могут   быть   выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и  личностно  – смысловые отношения между сверстниками.
Целью данной программы является гендерное воспитание подростков; развитие навыков конструктивного общения, культуры взаимо­отношений, умения слушать и высказываться на раз­личные темы; развитие эмпатии.

Задачи программы:
  создать условия для открытого, прямого диалога (общения, обмена мнениями, информацией) для уча­щихся по заданной теме;
— улучшить представление об особенностях воспри­ятия представителей противоположного пола;
— улучшить представления подростков о полоролевых стереотипах.

Количество занятий: 11. Занятие рассчитано по 1ч. 45 мин.




Занятие 1.    Что такое гендер?
Цель: формирование представления о социально-психологическом содержании понятия «гендер».
Время: 1час 45 минут
Материалы: цветные маркеры, листы бумаги.
Этап 1. Знакомство
   Участники и ведущий рассаживаются по кругу. Ведущий предлагает всем представиться в произвольной манере: назвать имя (то есть как участник хочет, чтобы к нему обращались), одно прилагательное, наиболее емко характеризующее участника с его точки зрения, а также немного рассказать о себе (то, что он считает нужным для презентации своего публичного Я).
Это позволяет не только настроить на работу, но и запустить процессы осознания себя и перейти к выполнению второго этапа.
Этап 2. Презентация личного гендерного образа
   После процедуры знакомства ведущий предлагает участникам задание представить себя группе уже в качестве мужчины или женщины (в соответствии с полом).
   Для этого ведущий предлагает с помощью фломастеров изобразить свой личный герб на листе бумаги. Герб в символической форме показывает окружающим устремления и позиции человека. Контур герба разделяют на четыре области. В левой части фиксируются главные достижения в жизни; средняя – то, как человек себя воспринимает; в правой части отмечаются главные цели в жизни; нижняя часть герба отводится для обозначения главного жизненного девиза.
   На работу отводится около получаса. По окончании участники представляют друг другу свои гербы и девизы. Задаются уточняющие вопросы. Обсуждается сходство гербов и символов. 
   По окончании творческого процесса все рассказывают про свои гербы. В зависимости от наличия времени, размеров группы, других составляющих можно рассказать про весь герб, про некоторые его части по выбору ведущего или участников, а также делать это в большой группе, в парах, в малых группах.
   Безусловно, обсуждение всего герба в большой группе вызывает больше всего эмоций, но если сделать это невозможно,  неполное обсуждение также должно стать комфортным, глубоким и интересным.
   Рассказ про герб можно проводить по такой схеме: «Я нарисовал в таком-то окошечке то и то, потому что я…»
   Затем ведущий спрашивает, что чувствовали участники, когда рисовали гербы, когда рассказывали про них. Для чего мы  делали это упражнение? Для чего его нужно делать? Какие из окошек было тяжело рисовать? Почему? Какие легче? Почему? Есть ли какие-то принципиальные отличия в гербах мужчин и женщин? С чем они связаны?
Этап 3. Обсуждение личных презентаций
   В процессе обсуждения ведущий может указывать на то, что, представляя себя группе, участники говорят преимущественно не о биологических признаках мужчин и женщин, а о таких личностных качествах, которые возникают и проявляются только в процессе межличностного взаимодействия  и в социальном пространстве. Также следует обратить внимание группы на то, что собственно половые признаки очень редко выступают в роли личностных характеристик, которыми мы пользуемся для презентации себя как мужчины или женщины. При этом отдельные характеристики могут быть общими в гендерных образах как мужчин, так и женщин. Во время обсуждения ведущий может обратить внимание на тот факт, что большинство предъявляемых характеристик непосредственным образом не связано с биологическим полом, хотя участникам было дано задание представить себя как мужчин или женщин.
   Из этого можно сделать вывод, что эти понятия и характеризующие их признаки, которые на поверхности сознания связаны с биологическими факторами, на самом деле определяются социальными отношениями и межличностным взаимодействием. Если бы пол и гендер являлись взаимозависимыми переменными, то в  презентациях непременно в равной степени были бы представлены морфофункциональные  и социально-психологические характеристики. Однако, несмотря на явные морфофункциональные (биологические) различия участников между собой, большинство из этих характеристик не находят места в определении себя в качестве мужчины или женщины. Следовательно, в реальном взаимодействии мужчин и женщин между собой основную нагрузку при восприятии различий несут именно социально детерминированные характеристики, а сами понятия мужского и женского отражают содержание социальных, а не биологических качеств. 

Занятие 2     Я и мой внутренний мир. Мое уникальное Я.
Цель: принять себя, осознать свою ценность и значимость.
Время: 1час 45 минут
Материалы: цветные маркеры, листы бумаги.
Процедура проведения
  1. Работа в круге: Что нового и хорошего произошло у Вас с тех пор, как мы не виделись?
  2. Упражнение: «На солнечной поляне» Мы в жизни часто выбираем различные роли. Представьте, что сейчас лето, теплый солнечный день. Вы гуляете по лесу. Вы вышли на поляну – зеленая трава, солнышко греет, вокруг деревья. Кто Вы на этой поляне? Какой Вы на этой поляне? Изобразите движениями, звуками своего героя. (Участники по кругу отвечают на каждый вопрос. Каждый круг повторяется до тех пор, пока все не выполнят задание.)
  3. Работа в круге: Кто Я сейчас? Каким мне важно быть в будущем?  (не менее 10 высказываний) Что это значит для тебя? Что мешает быть уже сейчас таким? Кто, что может тебе помочь?
  4. Работа в круге: Обсуждение – это различные наши роли, различные части нашего «Я». Мы все очень разные, мы все уникальные.
  5. Работа в малых группах: Что тебе в себе нравится? Что ты любишь в себе?  (Если трудно ответить на первые два вопроса, то ведущий может спросить «Что ты умеешь хорошо делать, что у тебя хорошо получатся?) Участник отвечает на вопрос легким тоном, с гордостью.
  6. Индивидуальная работа: подумайте, нарисуйте, разыграйте ваше «Супер-Я», без ограничений.
  7. Представление. Работа в круге: Представление проектов. Ведущий помогает выступающему. В конце все аплодируют.
  8. Круг: Что Вы сейчас чувствуете?
  9. Комментарий: Нам всем было очень сложно говорить о своих качествах. 
  10. Игра: «Я люблю всех моих друзей, а особенно тех у кого…» Все сидят в кругу. Водящий стоит в центре: «Я люблю всех моих друзей, а особенно тех у кого…» и называет какой-то общий признак (например, черты характера). Все, кого назвали, должны пересесть на новое место. В это время водящий занимает свободный стул. Кто остался, становится водящим.
  11. Работа в круге: Часто ли Вы в жизни выражаете своим близким чувства любви и уважения? Важно уметь высказывать свои чувства любви, уважения.
  12. Работа в малых группах: Высказывание комплиментов. В группе каждому участнику по очереди все говорят комплименты.  «(Имя), мне в тебе нравится …», «(Имя), ты мне очень нравишься, мне нравятся твои  …». Важно не просто перечислить, а отметить что-то новое, что человек о себе не знает. Те, кто слушают комплименты, должны их принимать расслабленно, спокойно, Вы не должны говорить спасибо. Если Вы почувствовали себя слишком напряженно, то выдохните глубоко. Что Вам понравилось в том, как Вы говорили комплименты, что было трудно?
  13. Подведение итогов: Что понравилось на занятии? Что было важно? Что нового Вы  узнали на занятии? Что было трудно? (запись в личных дневниках и прочтение в круге).

Занятие 3 Собственное «Я» глазами окружающих людей
Цель: развитие умения видеть себя глазами других и понимать окружающих.
Время: 1час 45 минут
Материалы: цветные маркеры, листы бумаги.
 Упражнение 1.
   Один из участников группы (адресат) уходит за дверь с листком бумаги и ручкой, пытаясь представить себе, что о нем думает группа, каким она его видит. В это время группа думает над этим же вопросом: каким мы видим этого человека? В процессе обсуждения группа называет не менее 10 положительных и отрицательных характеристик, которые ведущий записывает на листке бумаги. Затем приглашают адресата, стоящего за дверью, которому нужно угадать, что о нем думает группа. Когда совпадают хотя бы 3 характеристики из списка, сделанного группой, остальные характеристики зачитываются и отдаются адресату. В роли адресата выступает по очереди каждый участник группы. Затем можно обсудить различие собственных представлений о себе и представлений других людей.
   Для роста личности необходимы углубление самосознания, понимания своих индивидуальных качеств. Это вызывает интерес к себе и собственной жизни, к качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими. Толерантность способствует формированию реального представления о себе и окружающих.
Упражнение 2.
Ведущий предлагает группе ответить на вопрос: «Если бы Вы были предметом, то каким?» Каждый участник группы записывает на листке бумаги этот предмет и его качества, которые должны отражать его собственное Я, при этом не указывая своего имени. После выполнения задания карточки с ответами собирает ведущий и зачитывает их группе. Все участники группы описывают характер человека, закодировавшего себя таким образом. Можно просто поделиться впечатлениями, по желанию участники сами зачитывают свои описания.
Упражнение 3.
   Каждый участник, не указывая на карточке своего имени, записывает 5 качеств, которые больше всего ценит в себе и за которые его уважают другие люди. Перевернув лист бумаги, участник записывает 5 качеств, которые ему не нравятся в себе и неприятны. Затем карточки сдают ведущему, который, предварительно перемешав их, раздает участникам группы. Каждый участник группы, получив карточку и прочитав положительные и отрицательные качества, пытается представить себе этого человека и составляет рассказ о нем и его жизни. В конце важно обсудить упражнение в общем кругу и спросить участников группы, что они чувствовали, когда слушали рассказ о себе, много ли там было совпадений с их представлениями о своей жизни.        

Занятие 4   Проблема полоролевой идентичности
Цель: обсуждение структуры полоролевой идентичности.
Задачи: рассмотрение психологического и культурного аспекта проблемы унисекса;
               обсуждение интрапсихических механизмов самоидентичности;
               обсуждение проблемы «унисекса» в контексте межличностных механизмов;
               формирование субъективных критериев гармонии самоидентичности.
Время: 1,5 часа.
Материалы: большой лист бумаги, фломастеры, журналы.
                                Процедура проведения
  Ведущий: В средствах массовой информации, шоу-бизнесе, рекламе образ современного человека во многом связывается с универсальными моделями поведения, не дифференцированными на мужские и женские. Порой мы внимательно всматриваемся в рекламу на обложках модных журналов, стараясь понять: кто же изображен – мужчина или женщина.
   Современная парфюмерная продукция постепенно отходит от классических ароматов, предпочитая «совершенные, универсальные». Проблема унисекса выступает сегодня как культурный феномен, претендуя на роль ведущей, особенно в молодежной среде.
1. Мозговой штурм
   Мозговой штурм проблемы унисекса в культурном аспекте. Привести примеры, где в повседневной жизни мы сталкиваемся с проявлениями унисекса (реклама, шоу-бизнес, мода и т.д.). В качестве одного из источников предлагается использовать модные журналы.
  На парфюмерных изделиях иногда пишут uni; универсальная одежда, например, облегающие кожаные брюки, широкие джинсы; короткие у женщин и длинные у мужчин волосы; в некоторых телепрограммах ведущие играют роли противоположного пола, встречается это и на эстраде; на фотографиях в модных журналах изображены «не поймешь кто – девушка или парень»; изменение телесного облика: татуировки, макияж, пирсинг.
2. Обсуждение
   Обсудить влияние социума на трансформацию половых ролей мужчины и женщины, размывание границ самоидентичности (как крайняя форма – транссексуализм).
   Рассмотреть негативные последствия искаженной самоидентичности в межличностных отношениях (крайняя форма – гомосексуальные отношения).
   Обозначить проблему индивидуального отношения к моде унисекса (следовать или не следовать ей; чего хочет, чего избегает и что рально получает от нее подросток); субъективные критерии «золотой середины».
3. Выводы
   Проблема унисекса может рассматриваться с точки зрения психологического и культурного аспектов. В настоящее время общесоциальные тенденции таковы, что происходит трансформация ролей мужчины и женщины, размывание границ самоидентичности, вплоть до крайних форм (переделывание пола, гомосексуальные отношения, сексуальные девиации). Один из главных источников, который насаждает культуру унисекса и создает определенные ценности, особенно в подростковом периоде, - это средства массовой информации (реклама, кинофильмы, телепередачи), шоу-бизнес, а также веяния моды (стиль одежды, прически, пирсинг, татуаж). Прагматические ценности информационного шоу-бизнеса прямо или косвенно, целенаправленно или спонтанно влияют на устойчивость и индивидуальные особенности самоидентичности. Отсюда с неизбежностью вытекает потребность в осознании негативных воздействий подобных тенденций и выработке собственных стратегий приспособления к негативным обстоятельствам.

Занятие 5  Гендерная социализация
Цель: пополнить и углубить знания о социализации, рассмотреть процесс гендерной социализации человека в онтогенезе, осознать степень влияния общества на процесс гендерной социализации.
Время: 1час 45 минут.
Материалы: карточки с заданными ситуациями и характеристикой семьи (традиционно-патриархальная или эгалитарная).
Процедура проведения
1. Понимание и осознание особенностей гендерной социализации
   Данный этап занятия состоит из двух частей: информационной, в которой ведущий предлагает определения, ключевые понятия (вводит участников в проблему), и обсуждения (ведущий задает вопросы, на которые участники отвечают, происходит обсуждение поставленного вопроса).
2. Вопросы участникам
  • Как Вы считаете, когда начинается процесс гендерной социализации человека?
Речь идет о том, что процесс гендерной социализации начинается еще до рождения ребенка, когда родители покупают мальчикам одежду и аксессуары голубого, а девочкам – розового цвета. Важно отметить, что процесс гендерной социализации длится всю жизнь и что, хотя гендерная идентичность формируется в детстве, в процессе жизни она может претерпевать изменения.
  • Как на процесс гендерной социализации влияют родители?
Обсуждается вопрос о том, что родители одевают ребенка в соответствии с его полом или со своими представлениями, не всегда учитывая желания ребенка.  Традиционная одежда для мальчика не сковывает движений и позволяет ребенку быть активным, мальчик не боится запачкать, следовательно, такая одежда определяет его активность. Одежда девочек, напротив, сковывает движения, заставляет быть аккуратной (так, некоторые родители любят одевать девочек в нарядные платья и туфли), что приводит к пассивности девочек. Требования к поведению мальчиков и девочек также зачастую различны, от мальчика требуют активности, инициативы, умения сдерживать излишние эмоции (особенно слезы), от девочек ожидают пассивности, спокойствия, аккуратности, эмоциональности. Игрушки мальчиков и девочек кардинально различаются. Так, игрушки мальчиков (машины и трансформеры) больше направлены на созидающую деятельность, на развитие пространственных представлений; игрушки девочек (куклы, наборы доктора и парикмахера, посуда) позволяют играть в ролевые игры пассивного характера, игры, в которых роли достаточно четко прописаны и установлены.
3. Практическое задание
   Участникам предлагается разыграть ситуации в контексте традиционно-патриархальной и эгалитарной семьи и сравнить подходы родителей в разных типах семей к одной и той же проблеме. Например, мальчик просит купить ему куклу, девочка просит подстричь ее «под мальчика». Участники проигрывают каждую ситуацию и обсуждают последствия каждого типа поведения родителей для ребенка.
Ситуация: мальчик просит купить ему куклу.
Вариант разыгранной ситуации (традиционно-патриархальная семья):
- Мама, купи мне, пожалуйста, куклу!
- Куклу? Зачем тебе кукла? У тебя уже много игрушек. («Мама» говорит недовольным голосом, она явно раздражена, ей неприятно желание мальчика).
- Я хочу играть «в дом», а ребенка-то нет.
- Ты же мальчик, будущий мужчина, только девочки играют в куклы. Давай-ка лучше купим робота. («Мама» говорит назидательно, не оставляя для ребенка возможности изменить ситуацию, она считает свою позицию единственно верной).
Анализ ситуации:
Ребенка укоряют в нетипичном поведении, ему предлагают модель, которая, по мнению родителей, соответствует его полу. Таким образом, ребенку дают понять, что он поступает плохо, прося «неадекватную» игрушку. Ему объясняют, что одни игрушки  для мальчиков, а другие – для девочек, то есть существует мир мужчин и мир женщин. Такое отношение родителей мешает свободному развитию ребенка, навешивает на него ярлык пола.
Вариант разыгранной ситуации (эгалитарная семья)
 - Мама, мне бы хотелось, чтобы ты мне куклу подарила!
- Хорошо, как только зарплату получу, сразу куплю. («Мама» не выражает неудовольствия, ее голос ровный).
Анализ ситуации:
Родители откликаются на просьбу ребенка, не заостряют внимания на том, что есть игрушки, в которые играть «можно», а есть такие, в которые играть «стыдно» для мальчика. Если родители не заостряют внимания на проблеме пола, не противопоставляют мальчика и девочку друг другу, они тем самым оставляют за ребенком свободу выбора поведения.
4. Большую роль в воспитании ребенка играет литература. Вспомните, пожалуйста, детские сказки: сильно ли отличаются роли мужчины и женщины в сказках? Какими сказки учат быть мальчиков? Девочек?
Сказки, где главное действующее лицо женского пола: в большинстве сказок персонажи, где героиня – воплощение «традиционной женственности», последняя обычно является объектом спасения («Морозко»), восхваляется безропотность женщины («Золушка»), женщина обязательно должна быть рукодельницей, награда же за терпение – хороший жених, «ленивицы» обычно наказываются. Авторитаризм «мачех» в сказках – великое зло, точно также осуждается мужчина, неспособный подчинить себе женщину. Сказок, в которых основной персонаж – женщина-богатырка, значительно меньше. Сказки, где главное действующее лицо – мужчина, - это  в основном сказки, в которых желанным «призом» герою становится невеста, а также прилагающиеся к ней богатство и признание.
5. Какие ценности прививаются в детском саду и школе? Отличаются ли подходы к воспитанию и обучению мальчиков и девочек? Порицание фемининности мальчиков (слезы) и маскулинности девочек (неряшливость, агрессивность, излишняя двигательная активность). Тенденция склонять мальчиков к изучению точных наук, а девочек – гуманитарных.
6. Вспомните, пожалуйста, школьные учебники, подвержены ли они влиянию сексизма? В учебниках, как правило, мы читаем, что девочки чаще заняты с сфере обслуживания (моют посуду, убирают, накрывают на стол), а мальчики – в инструментальной (копают, строят). Кроме того, девочки чаще заняты пассивной деятельностью (шьют, вяжут), а мальчики активной (спорт, подвижные игры). Таким образом, учебники предлагают упрощенные модели поведения, обусловленные половой принадлежностью.
7. Какое распределение мужских и женских ролей транслируют нам СМИ (реклама, пресса)? Мужчина в основном активен, женщина – пассивна в сексуальных взаимоотношениях, женщина больше занята в сфере обслуживания семьи, а мужчина – в профессиональной сфере. Фемининность мужчин порицается.
8. Существует ли дискриминация женщин? Если да, то в каких сферах жизнедеятельности?
9. Существует ли дискриминация мужчин? Если да, то в каких сферах жизнедеятельности?
Мужчина подвергается дискриминации в семье (от мужчины требуется содержать семью, если же он не в состоянии это делать, то его статус значительно снижается).
10. Мешает ли дискриминация свободному развитию мужчины и женщины? Ставит ли она какие-то рамки, за которые сложно выйти?
11. Обобщение полученных знаний: обсуждается вопрос о силе общественных норм, правил, стереотипов относительно поведения мужчины и женщины.       
     
Занятие 6  Взаимоотношение полов
  Цель: научить подростков социальным навыкам, необходимым для взаимоотношений со сверстниками, умению познакомиться с понравившимся человеком.
 Задачи: обсудить, какие атрибуты привлекательны для лиц противоположного пола;
                      обсудить значение внешних (физических) данных во взаимоотношениях;
                      обсудить чувства, необходимые для начала разговора с человеком противоположного пола, и чувства, которые препятствуют этому (страх, стыд и т.д.).
 Время: 1 час 45 минут.
 Материалы: большой лист бумаги, фломастеры, карандаши.

                                        Процедура проведения
Ведущий: Сегодня мы будем отрабатывать социальные приемы на примере ситуаций, включающих отношения между мальчиками и девочками.
Какие атрибуты делают человека привлекательным, вызывающим стремление взаимодействовать?
  Написать эти признаки на листе бумаги. Отметить, что некоторые из них могут быть прямо противоположными. Обсудить причины этого. Например: внешний вид (прическа, макияж, фигура); «честный, открытый» взгляд; стремление другого вступить в диалог; хорошие манеры; вызывающее поведение; схожие черты поведения; сексуальная привлекательность; физическая сила.
1. Привести примеры
  Попросить участников вспомнить кинозвезд или «сексбомб», которые считаются сексуально привлекательными и в то же время относительно непривлекательны физически. Подумать, а затем обсудить, что это значит.
2. Обсудить чувства
Ведущий: Есть чувства, которые могут затруднять первый разговор с человеком противоположного пола. Например: стеснительность, думаешь, что совсем не достоин этого человека; боязнь, что тебя «пошлют»; окажешься человеком из другого круга; кажется, что по сравнению с ним/с ней ты «урод», плохо выглядишь; низкая самооценка.
3. Разыграть ситуацию
  Предложить подросткам разыграть ситуацию со следующей инструкции: «Вы свободны. Как грамотно назначить свидание, пригласить в кино?»
Дети разбиваются на пары, потом меняются ролями.
«Если Вам отказали, что ответить?»
Спросить участников, какой способ назначить свидание они считают наилучшим. Обсудить эффективность этих приемов.
4. Выводы
  • Люди противоположного пола могут нравиться по многим причинам;
  • Представления людей о привлекательности могут существенно различаться;
  • Многие люди испытывают стеснение при разговоре с противоположным полом;
  • Приемы, используемые для эффективного общения, могут быть применены для установления контакта и беседы с противоположным полом.

               Занятие 7    Женско – мужские отношения
Цели: 1. Принятие себя как мужчины / женщины (самоидентификация).
           2. Осознание существующих женско-мужских стереотипов.
           3. Разрядка чувств, связанных с отношениями.
    Время: 1 час 45 минут.
    Материалы: большой лист бумаги, фломастеры, карандаши.
                                            Процедура проведения
  1. Круг: Чем для меня важна эта тема?
  2. Круг: Откуда я знаю, какими должны быть мужчины и женщины; девочки и мальчики? Кто Вам в семье говорил об этом?
  3. Круг: Что Вам говорили, какими Вы должны быть девочками / мальчиками? Влияет ли это на Вас?
  4. Круг: Какими должны быть идеальные женщина и мужчина?         (Цель: показать невыполнимость и противоречивость стереотипных представлений).
  5. Женско-мужская группа поддержки:
    • Почему хорошо быть девочкой, девушкой, женщиной / мальчиком, юношей, мужчиной?
    • Почему трудно быть девочкой, девушкой, женщиной / мальчиком, юношей, мужчиной?
    • Что бы Вы не хотели услышать в свой адрес от противоположного пола?
    • Пользуясь случаем, что бы Вы хотели сказать противоположному полу?
    • Что вам нравится  в себе как в  девочке, девушке, женщине / мальчике, юноше, мужчине?
  6. Комментарий: Нам бывает сложно строить открытые партнерские отношения, так как влияют стереотипы, страхи, и тогда мы часто начинаем манипулировать. Но чтобы отношения были полноценными, радовали и устраивали обе стороны важно говорить о своих истинных чувствах и желаниях.
Притча: Муж и жена прожили вместе сорок лет. Каждое утро жена разрезала поперек свежую булочку и отдавала мужу верх, а себе брала нижнюю часть. Ей очень хотелось попробовать верхнюю часть, но, любя мужа, она отдавала ему лучшее. В день сорокалетия их совместной жизни она, наконец-то, не выдержала и забрала себе верх булочки, а мужу отдала ее нижнюю часть, на что он ей сказал: «Какое счастье! Столько лет я мечтал о том, чтобы съесть нижнюю часть и, наконец-то, через сорок лет мое желание исполнилось!»
     7. Круг: Вспомните случай, когда Вы высказали свои истинные чувства,
         желания и это помогло Вам в отношениях?                                                                               
  1. Игра: «Черный ящик» - вопросы, которые Вы хотели бы задать, но
боялись.
Круг: «Передача положительных эмоций». (Все участники, сидя в кругу, закрывают глаза, а ведущий передает соседу положительную эмоцию с помощью прикосновений. Эта эмоция передается по кругу до тех пор, пока не вернется к ведущему.  После этого все открывают глаза, и ведущий показывает, какую эмоцию он посылал и какую получил).  



Занятие 8  Любовь. Семья.
1.      Работа в круге. Что нового и хорошего произошло у вас с тех пор, как мы не виделись?
2.      Упражнение.  Огонь – лед. Мы учимся чувствовать себя. «Представьте, что Вы огонь. Подвигайтесь, позвучите как огонь… Теперь Вы лед. Застыньте… Вы опять огонь… (Ведущий повторяет смену состояний несколько раз).
3.      Работа в круге. Что Вы чувствовали, когда были огнем, что Вы чувствовали, когда были льдом?  Как менялось Ваше состояние, когда Вы были огнем, льдом?
4.      Упражнение. Работа в парах. Поддержка. Один участник спиной падает на руки другого. По 3 минуты, затем они меняются местами.
5.      Работа в круге. Что Вы чувствовали, когда падали? Что понравилось, что было трудно при выполнении этого упражнения?
6.      Работа в парах. Мы учились чувствовать переживания тела, теперь давайте их высказывать. Сядьте напротив друг друга, возьмитесь за руки. Установите контакт глазами. Один человек говорит, другой слушает. Тот, кто говорит, рассказывает о своих чувствах, переживаниях, ощущениях в данный момент. Он говорит: «Я чувствую, глядя тебе в глаза и держа тебя за руки…». Другой только слушает, не задает вопросов.
7.      Работа в круге. Что Вы чувствовали в течение выполнения упражнения? Что было трудно? Что чувствовали, когда говорили, когда слушали? Физический контакт, контакт глазами создает безопасную обстановку, поддерживает другого человека.
8.      Работа в круге. Повторение пройденного. Что такое поддержка? Как мы ее оказываем? Как Вы можете подержать другого человека? – Внимательно выслушать, взять за руки, обнять.
9.      Работа в круге. Где и как Вы можете найти поддержку в трудной ситуации в жизни? (обратиться к другу, к родителям, к близким людям и др.).
10.  Игра. По желанию участников. Участники группы предлагают сами. (Лучше, если это будет подвижная игра).
11.  Работа в круге. Есть еще важное чувство, о котором мы с Вами не говорили. Любовь. (Что такое любовь? Что Вы любите в окружающем себя мире?)
12.  Работа в круге. Представление. Каждый участник рассказывает историю своей семьи. Важно, чтобы он рассказывал не только о достижениях, но и трудностях, которые были в истории его семьи – разводы, наследственные болезни, приемные дети и др. Участники могут показывать фотографии, описывать семейные предания и т.п.
13.  Подведение итогов. Индивидуальная работа. Участники записывают в личном дневнике, что было важно, что понравилось на занятии, что было трудно.  
14.  Подведение итогов. Работа в круге.  Что понравилось на занятии? Что было важно? Что нового Вы узнали на занятии? Что было трудно?

Занятие 9    Модели сексуального поведения
Цель: обсуждение причин, моделей и последствий сексуального поведения; формирование адекватного отношения подростков к вопросам гигиены сексуального поведения.
Задачи: обсудить проблему перехода сексуального поведения в провокацию насилия;
              обсудить факторы, которые могут способствовать провокации насилия;
              обсудить адекватные модели сексуального поведения, в том числе и в кризисных ситуациях.
Время: 1 час 45 минут
Материалы: большой лист бумаги, фломастеры.
                                         Процедура проведения
Ведущий: Сегодня мы будем обсуждать тему сексуального поведения, которое может привести к негативным последствиям, а именно: насилию, преждевременной беременности, заболеваниям, передающимся половым путем.
1. Мозговой штурм
   Мозговой штурм проблем сексуального поведения, насилия, провокации насилия. 
  На большом листе бумаги выписываются мнения подростков о таких понятиях, как сексуальное поведение, насилие (в широком смысле), провокация насилия. Добавить неназванные варианты.

2. Обсуждение
   Обсудить факторы и последствия сексуального насилия на конкретном примере. Если подростки затрудняются привести пример, ведущий предлагает сюжет, например фрагмент из фильма или литературного произведения.
3. Дискуссия по поводу альтернативных моделей поведения
4. Выводы
   На этом занятии мы обсуждали проблему границ сексуального поведения и его возможного перехода в ситуацию насилия. В большинстве случаев насилие – это результат, а не случайное стечение обстоятельств. Как насильник, так и жертва в равной степени вносят свой определенный вклад в содеянное. Поведение жертвы провоцирует или способствует насилию. Управляя своим поведением, можно контролировать,  а в ряде случаев изменять ситуацию, поведение окружающих. В случае изнасилования необходимо своевременно обращаться к специалистам, которые окажут содействие, чтобы избежать порой необратимых последствий.   

Занятие 10 Гендерные стереотипы и их влияние на поведение человека
Цель: прояснение гендерных стереотипов участников, осознание их влияния на поведение.
 Время: 1 час 45 минут.
 Материалы: большой лист бумаги, фломастеры, карандаши.
1. Предварительная работа по анализу стереотипов
   До занятия участники получают домашнее задание по изучению гендерных стереотипов общества, отраженных в СМИ, у представителей социального окружения – людей старшего поколения и сверстников. Им необходимо определить, как СМИ изображают мужчин и женщин, какие представления о женских и мужских качествах, особенностях,  «приличествующем» поведении демонстрируют окружающие. Для этого они определяют объект мини-исследования (конкретное СМИ, группа людей), выборку (неделя, десять номеров, восемь часов эфира, общения и т.д.) и то, за каким аспектом стереотипов они собираются наблюдать. Полученный материал группируется в таблицу. На занятии можно сгруппировать материал по темам, соответствующим группам гендерных стереотипов. Руководитель должен заранее согласовать сферы исследования, для того чтобы обеспечить достаточно широкий охват социальной среды, а также для получения данных об одном объекте от 2-3 исследователей. Будет интересно, если с помощью контент-анализа участники проследят гендерные стереотипы (их устойчивость или пластичность) в разные временные периоды. Важно нацелить их внимание на фиксацию соответствующих факторов, а не на отношение к ним.
2. Задание «Идеальная женщина, идеальный мужчина»
Цель задания – проявление собственных представлений об «идеальном» женском и мужском образе, исследование того, в какой степени эти представления являются собственными убеждениями, а в какой – отражают ожидания окружающих и предлагаемые обществом гендерные стереотипы.  
Участники в течение 5-6 минут записывают характеристики, составляющие, по их мнению, образ «идеальной женщины» и «идеального мужчины». Затем в подгруппах зачитывают свои списки, составляя обобщенный образ. По итогам работы подгрупп моделируется представление о группе в целом. Итоговый образ, составленный всей группой, фиксируется на доске.
   Далее участникам предлагается зачитать получившиеся характеристики, предваряя каждую словами: «Я совершенно убежден, что женщина должна быть…», «Я твердо верю, что мужчина должен быть…», «Я абсолютно точно знаю, что женщина должна быть…». Эта работа выполняется индивидуально. Участники читают вполголоса, фиксируя при этом утверждения, которые вызывают внутреннее сопротивление. В ходе обсуждения в группе следует обратить внимание на то, какие качества не удалось определить как свои «твердые» убеждения, какие из них отражают установки окружающих или стереотипы.
3. Задание «Качества и роли: мужские и женские»
   Цель задания – выявление гендерных стереотипов, касающихся традиционно женских и мужских качеств и ролей.
   Составленный в предыдущем упражнении образ «идеальной женщины» и «идеального мужчины» обсуждается в аспекте традиционных гендерных качеств и ролей. Участники приводят результаты своих исследований: высказывания родителей, окружающих, образы, тиражируемые СМИ.
   При фиксации и обсуждении результатов следует обратить внимание как на устойчивость стереотипов, транслируемых от поколения к поколению, так и на их подвижность, на изменение взглядов на отдельные аспекты традиционных гендерных ролей. Можно определить, какие именно виды гендерных стереотипов в большей степени подвержены изменениям. В подгруппах обсуждаются стереотипы, в большей степени повлиявшие на представления участников, уточняется мнение о том, могут ли реально женщина и мужчина «быть такими» или «делать это».
4. «Расшатывание стереотипов»
   Работа строится по принципу обсуждения по очереди, когда каждый участник высказывает аргументы «за» или «против» (это зависит не от личных убеждений, а от того, какая позиция ему досталась). Следование гендерным стереотипам, оказавшим на участников наиболее сильное влияние. Хорошо, если участник высказывает аргументы и «за», и «против», т.е. когда обсуждение проводится дважды.
   Руководитель или его помощники-участники фиксируют доводы на доске. Если группа достаточно большая, то в целях экономии времени работу можно проделать в подгруппах, а в общей группе обсудить и зафиксировать наиболее убедительные аргументы.
  Руководитель может познакомить участников с концепцией андрогении или сфокусировать внимание на том, что гендерные стереотипы существенно ограничивают возможность самореализации, вызывают внутренний конфликт и, по сути, являются всего лишь условностью.
5. Задание «Новые мы»
   Участники уточняют идеальный образ себя, исходя из своих собственных представлений и желаний, затем в парах рассказывают о том, какой женщиной / мужчиной им хотелось бы себя видеть. В обсуждении в группе высказываются сомнения (если таковые есть), касающиеся реального воплощения этого образа.






  
Занятие 11 Гендерные стереотипы и жизненный путь человека
Цели: информационная: познакомить с механизмами возникновения и воспроизводства гендерных стереотипов в обыденном сознании и повседневной практике;
обучающая: сформировать основы критического взгляда на гендерные стереотипы, т.е. способности выявлять и осознанно их анализировать в различных сферах жизни  - обучении, работе, литературе и т.д.
Материалы: листы бумаги формата А4, цветные карандаши, фломастеры.
Процедура проведения
1. Введение
   Занятие начинается с обмена новостями, обсуждения того, что радует участников в их жизни, в окружающем мире в данный момент. Например, ведущий может задать вопрос: что нового, хорошего произошло в Вашей жизни с тех пор, как мы виделись в последний раз! Ведущий просит ответить на вопрос всех желающих, и при этом он может уточнить: «Что в этом для вас хорошего?, поддержать говорящего словами: «замечательно», «прекрасно». Ведущий вместе  с  участниками отвечает на поставленный вопрос.
   Иногда участники погружены в какие-либо житейские проблемы. Можно выделить немного времени на то, чтобы их выслушать. Задача ведущего – просто слушать, не комментируя, не давая советов. Подобное обсуждение как позитивного, так и негативного способствует включению участников в работу, отвлечению от повседневных событий жизни.
2. Составление списка гендерных стереотипов.
   Работа сначала проходит в группах по 4-6 человек. Участникам предлагают вспомнить гендерные стереотипы, с которыми они сталкиваются. Их надо сформулировать кратко, например: «Женщины – эмоциональны, мужчины – рациональны»; «Женщина должна быть красивой и сексуально привлекательной»; «Мужчина должен все знать  и ни в чем не сомневаться».
   Перед выполнением задания полезно повторно обсудить понятие «гендерный стереотип» и виды гендерных стереотипов.
   Затем каждая группа зачитывает список стереотипов, которые были ими выделены. Комментарий ведущего: «гендерные стереотипы можно обнаружить во всех сферах жизни человека: в самосознании, в межличностном общении, в межгрупповом взаимодействии и др.»
3. Инсценировки ситуаций общения
   Первая часть задания выполняется в группах по 4-6 человек. Ведущий      дает такую инструкцию: «Выберите один из гендерных стереотипов и придумайте ситуацию общения – диалог, участники которого следуют данному стереотипу. Затем придумайте ситуацию, когда участники не следуют данному стереотипу, ведут себя нестереотипно (можно взять ту же ситуацию, что и в первый раз). Инсценируйте оба диалога».
   Затем каждая группа представляет свою инсценировку. После каждого представления ведущий спрашивает остальных участников:
  • Какой гендерный стереотип был представлен?
  • Что Вам понравилось в инсценировке, которую подготовила группа?
При ответе на второй вопрос важно, чтобы прозвучало 2-3 мнения. Ведущий может также сам ответить на вопрос. Если участники затрудняются сказать, что им понравилось в работе группы, ведущий может напомнить: «Умение выделять хорошее в деятельности других людей – это важный социально-психологический навык». Иногда участникам трудно представить свою оценку из-за стеснения, смущения. В подобной ситуации можно поддержать их аплодисментами. Ведущий также может спросить: «что мешает Вам выступить перед группой?»
4. Обсуждение инсценировки
  В ходе обсуждения ведущий последовательно задает вопросы участникам, выслушивает ответы и обобщает сказанное. Перед переходом к следующему вопросу он повторяет и обобщает основные мысли, высказанные участниками, комментирует сказанное на основании теоретических аспектов темы.
  • Что Вам было проще придумать и разыграть: стереотипную ситуацию или нет? Как Вы считаете, почему?
  • Как Вы себя чувствовали в процессе инсценировки: комфортно, удобно или дискомфортно? Почему?
  • Как Вы считаете, возможно ли возникновение подобных ситуаций в жизни? Насколько они типичны?
Заключительный комментарий ведущего: Гендерные стереотипы – это глубоко укоренившиеся, трудно изменяемые и часто неосознаваемые  представления.
5. Дискуссия о следовании гендерным стереотипам в жизни
  Сначала работа проходит в группах по 6-10 человек. Им предлагают ответить на вопросы, которые они потом обсуждают:
  • Что негативного Вы видите в воспроизводстве и действии гендерных стереотипов?
  • Что позитивного Вы видите в воспроизводстве и действии гендерных стереотипов?
  • Необходимо ли следовать гендерным стереотипам в жизни, соответствовать их требованиям?
Затем каждая группа представляет свою точку зрения. После обсуждения мнения каждой группы по заявленным вопросам представляется всем. Ведущий обобщает ведущие мысли, высказанные группами, поощряет обмен мнениями, если у разных групп они вступают в противоречие. В конце дискуссии ведущий еще раз подчеркивает негативные и позитивные аспекты ситуации воспроизводства гендерных стереотипов в жизни, опираясь на идеи, высказанные участниками, и возвращается к теории в соотношении и самореализации их гендерных стереотипов.
6. Дискуссия о необходимости избавляться от гендерных стереотипов
  Первый этап работы проходит в группах по 4-6 человек. Ведущий дает инструкцию: «Обсудите ответы на следующие вопросы: Необходимо ли избавляться от гендерных стереотипов? Почему? Что можно делать, чтобы освободиться от тех ограничений, которые накладывают гендерные стереотипы?»
После обсуждения каждая подгруппа представляет свои мнения остальным участникам. Ведущий обобщает основные мысли, высказанные группами, поощряет обмен мнениями, если у разных группах они вступают в противоречие. В конце дискуссии ведущий выделяет основную цель в работе с гендерными стереотипами, а именно – их осознанием.
7. Подведение итогов
   Ведущий спрашивает участников о том, что им понравилось в занятии, что было важно, что нового они сегодня узнали. Задача ведущего – просто выслушать сказанное, не комментируя, не давая советов. Затем ведущий сам отвечает на возникшие вопросы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий