понедельник, 7 января 2019 г.

ПРОФЕССИЯ ПСИХОЛОГ.

Занятие по профориентации с учащимися 11 классов.


Цель: профориентация старшеклассников.

Задачи: 1.Познакомить старшеклассников с профессией психолога.
2.Вызвать интерес к данной профессии.
3.Развивать у подростков способность к анализу информации о профессиях.
ХОД ЗАНЯТИЯ

Психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии я познакомлю вас с удивительным миром профессий. Мы поговорим о профессии психолога.

Продолжите фразу: «Психология — это… »
(Участники высказываются по очереди, затем ведущий резюмирует услышанное.)

Дословно психология — наука о душе. ( состоит из двух древнегреческих слов психо- душа, и логос- наука, учение).

«Психология изучает…»
Психология изучает причины поступков человека, которые определяются его мотивами и потребностями.
Психология помогает человеку понять себя и других людей, узнать особенности характера и мышления, профессиональные интересы и склонности. Особенности личности.
Современная психология собрала в себе опыт самых разных наук. Психолог принадлежит к тем профессиям, которые требуют междисциплинарного знания.Психолог занимается поиском ответов на интереснейшие вопросы о том, почему человек ведет себя так, а не иначе, почему он к одному стремится, а другое отвергает, почему счастлив или несчастлив, как управлять собой и быть эффективным в общении
с другими.

Психолог - исследователь работает обычно в институтах и лабораториях, изучая свойства восприятия, эмоциональных состояний, волевой регуляции и потребностей, закономерностей мышления и поведения, возрастные особенности, межличностные отношения и так далее (всего более 100 отраслей психологии). Зачастую психолог-исследователь работает и со студентами – как преподаватель каких-либо психологических дисциплин. Основная задача психолога-исследователя – создать новое знание, открыть нечто новое о внутреннем мире человека и его поведении.
Психолог-практик работает во всех сферах личной (внутренний мир, семья, отношения с окружающими) и общественной жизни человека – в образовании, медицине, спорте, бизнесе, юриспруденции, военном деле, религиозной практике, искусстве, политике, сфере развлечений и так далее. Основная задача психолога-практика уже не открытие нового знания о человеческой душе, а в том, чтобы помочь человеку, опираясь на уже существующие в психологии знания. В зависимости от сферы деятельности психологи проходят разную специализацию. Самые активно развивающиеся сейчас специализации – это организационная, клиническая, юридическая психология и психология в образовании. В последнее время появляются и новые специализации в психологии, например, психология экстремальных ситуаций. Психологи востребованы в современном обществе в самых разных сферах и эта
востребованность с каждым годом только усиливается.Организационный психолог – работает в консалтинговых фирмах с организациями, предприятиями, консультируя персонал и руководителя по вопросам психологии управления, маркетинга, рекламы, построения системы мотивирования и профессионально-личностного развития сотрудников, проводит обучение коллектива искусству общения и решению конфликтов, помогает наладить отбор, подбор и аттестацию кадров, повысить качество обслуживания, организует процесс создания корпоративной культуры, приверженности и многое другое – налаживая общение
между людьми в сфере бизнеса.

Клинический психолог в больницах, клиниках, санаториях или специальных психологических центрах и кабинетах помогает людям справляться со сложными внутриличностными проблемами и комплексами, зависимостями и психологическими кризисами. Такой специалист помогает справиться с неврозами и повышенной тревожностью, когда человек легко раздражается, слишком близко к сердцу принимает малозначащие события, испытывает состояние психологического дискомфорта.  Клинический психолог проводит психологическую реабилитацию после стрессов и психологических травм и так далее – помогая людям справляться с
психологическими проблемами.Юридический психолог – работая в специальных лабораториях судебно-психологической экспертизы, в органах правопорядка или консалтинговых фирмах проводит экспертные исследования преступного поведения, психического состояния и психофизиологических особенностей субъекта преступления, проводит анализ психологии преступника, ситуаций насилия, рассматривает психологические условия дорожно-транспортного происшествия, определяет особенности криминальной психологии и многое другое – помогая следствию и людям отстаивать свои интересы в суде и решать проблемы не доводя дела до суда (востребованность в такой посреднической, переговорной деятельности постоянно растет).
Психолог в образовании – в детских садах, общеобразовательных и спортивных школах, гимназиях, лицеях работает с детьми и педагогическим коллективом, помогая воспитанникам, учащимся познавать себя, выстраивать отношения со сверстниками, учителями, родителями, а учителям помогает найти оптимальные формы обучения и воспитания. Одному нужно помочь развить память и внимательность, другому наладить отношения с отцом или матерью, третьему нужно научиться любить или дружить... В образовании психолог консультирует учеников, родителей и учителей в своем кабинете, проводит тестирование, обучающие игры и тренинги, ведет клубы общения, преподает психологию и многое другое – налаживая общение и помогая
ученикам познавать себя и мир людей.

Однако в какой бы сфере человеческой, общественной жизни психолог не участвовал всю его практику можно разделить на 
пять видов деятельности:

1)
 психологическая профилактика (способствование развитию психологической культуры, формирование желания познавать себя и уметь решать сложные ситуации общения).

2) 
психологическая диагностика (выявление индивидуально-психологических особенностей, отношений личности и специфики группового взаимодействия). 

3)
 психологическая коррекция (воздействие психолога на внутренний мир клиента с целью раскрытия его резервов для решения психологической проблемы).

4) 
психологическое развитие (формирование новых психологических качеств, свойств личности позволяющих клиенту развиваться в выбранном им направлении).

5) 
психологическое консультирование (создание условий для понимания человеком самого себя и значимых других, для принятия решений о том, что делать и как к этому относиться).

Сегодня мы с вами по работаем в двух направлениях, это диагностическом и коррекционном.

Диагностика это: тесты, анкеты, методики, наблюдение и т. д
- Проведем психогеометорический тест.
Психогеометрия как система сложилась в США. Автор этой системы Сьюзен Деллингер — специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%, а методика считается валентной (результативной) при 75% точности!

Инструкция: Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на доске. Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: «Это — Я!». Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Зарисуйте ее или запишите ее название под номером 1.
Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.
Итак, первый этап закончен. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это — ваша основная фигура, ваша форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.
Вторая фигура оказывает незначительное влияние на вашу личность, но и его необходимо учитывать в анализе вашего характера.
Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Фигуры известны. А что это значит, для вас сейчас мы узнаем:

Квадрат. Самая уравновешенная фигура. Люди, уверенно выбирающие квадрат, устойчивы, упорны, любят работать в режиме и выполнять всю работу до конца. Они не столько вырабатывают идеи, сколько завершают их разработку. Это хорошие специалисты в своей области, хорошие коллекционеры. Особенности их интеллекта: сильный мыслительный анализ, аналитик, как правило, имеет левополушарное развитие, проработчик идей.
Это люди порядка, у них все лежит на месте, не любят сюрпризов и случайных гостей. Их идеал — распланированная жизнь.
Они могут быть хорошими организаторами, администраторами, но плохи там, где надо рискнуть. Любят жить по определенным правилам игры. Не могут себя разрекламировать. Любят покой.
Треугольник. Фигура, символизирующая власть и лидерство. На Западе это идеал бизнесмена. Основная их черта — способность концентрироваться на главной цели, к которой они идут не отступая.
Они всегда знают, что и от кого им надо, всегда считают, что они правы, что часто соответствует действительности. За ними идут люди, т.к. у них есть скорость, рациональность, эффективность всех начинаний. Они прагматики и рационалисты. Если есть возможность прибыли, они быстро принимают решение и начинают искать пути ее добычи. Основная черта треугольников — установка на победу. Девиз: «Все или хоть что-нибудь!» В одежде — все для успеха. Утверждают, что важные документы такой человек никогда не подписывает дешевой ручкой. Ему важно все, что работает на успех. Если вы настоящий треугольник, то сбежите из отпуска, для осуществления своих идей.
На работе таких людей всегда уважают.
Прямоугольник. В положении прямоугольника может оказаться любая фигура. Это «квадрат, вытянутый жизнью». Такой человек испытывает состояние недовольства собой или прострации, которое может быть вызвано увольнением, назначением на новую должность, разводом, т.е. каким-то стрессовым фактором. В вашей школьной жизни — это контрольные, экзамены, ну и конечно ваши личные взаимоотношения. Это состояние иногда называют «полуоглушение» — выхода из сложившейся ситуации не видно, в связи с этим образуется внутреннее напряжение, которое приводит к непредсказуемости поведения (утром — злой, вечером — добрый).
В одежде, зачастую, оказывается «не в той ситуации». Снижает свою самооценку. Но при этом прямоугольники любознательны, готовы учиться, доверчивы.
Круг. Это символ гармонии. Девиз такого человека — «Давайте жить дружно!» Такие люди одеваются комфортно, любят мягкие ткани. Это те, кто стабилизируют любую группу, кто является в группе «громоотводом».
Хороший партнер по общению. Легко вступает в контакты. У таких людей хорошо развита интуиция, они всегда «секут» обманщиков. Они высоко эмпатичны и умеют сопереживать в радости. Но круги плохо хранят тайны, им не следует доверяться.
В конфликтах они всегда уступают первыми. Из таких людей получаются хорошие домохозяйки, психологи, священники, врачи. Очень эстетичны, любят петь.

Зигзаг. Фигура, символизирующая творчество. Ярко выраженный правополушарный стиль мышления. Принцип жизни: «А что, если…» Такие люди «плюют» на этикет, им все равно, что о них думают окружающие. Они могут сказать, что им наплевать на других. Живут в мире идей и постоянно их вырабатывают. Любят работать в одиночку. В работу включаются активно, но им быстро все надоедает. Такие люди живут будущим, устремлены в него.
Походка у зигзага, как правило, «летящая».
Кто согласен с характеристикой данной методики?
Данная работа помогает определить основное черты личности человека на первом этапе, часто встречается при устройстве на работу.

Следующее направление: коррекционо - развивающая работа, она включает в себя разнообразные методики, техники, упражнения, тренинговые занятия многое другое. И мы так же продолжим ее в отношении личности.

Упражнение которое мы с вами выполним называется: Формула личности
- Как правило, формулы – примета точных наук. Мы сталкиваемся с формулами математике, физике, химии.…
Попробуем перенести задачу, знакомую по этим областям знаний, в сферу психологии и описать себя, свои принципы, свой характер, взгляды на мир в виде формулы. Вы можете предложить свои символы и условные обозначения, а можете использовать знакомые знаки равенства, умножения, деления, скобок, сложения, вычитания, интеграла, бесконечности и т. д.
Пример: Á+ ® = ФЛ
Где:- целеустремленность
- умение сопереживать
Á- активность
® - ответственность
ФЛ- формула личности
В ходе задания сосредоточьтесь на решении задачи, работайте индивидуально, не вступая в обсуждение с товарищами по группе. – 10 мин.
Завершение: обсуждение упражнения.
- Что вам понравилось в ходе упражнения, что огорчило?
- Что представляется вам наиболее сложным в полученном задании?
- Кто испытывал внутренний протест, раздражение по поводу полученного задания?
- Удалось ли вам обнаружить в собственной формуле личности особенности характера, о которых раньше вы не задумывались?
- Насколько адекватно, на ваш взгляд, полученная формула отражает особенности именно вашей личности?
- Кто считает, сто ему не удалось справиться с заданием? Почему?

По итогам обсуждения упражнения можно попросить у учащихся разрешения на публикацию их формулы личности на демонстрационной доске.

Третье упражнение, которое мы с вами выполним это упражнение на формированиепозитивного мышления (в рамках месячника психологии вы с мариной Ивановной знакомились с понятием позитивного мышления).
Давайте вспомним, что это такое:
Позитивное мышление – это ваше психическое отношение к жизни, самому себе, происходящим событиям и событиям, которые только должны произойти. Это ваши хорошие мысли, слова и образы, являющиеся источником личностного роста и успеха в жизни. Позитивное мышление, это ожидание счастья, радости, здоровья, успешного завершения любой ситуации и принимаемых решений. Независимо от того, что вы ожидаете, это приходит к вам.
Техники бывают разные: упражнения на взаимодействия с партнером, создание визуальной позитивной картины и многое другое.
Сейчас мы с вами просмотрим небольшую презентацию, которая называется, «ПРОСТО ЗДОРОВО». Презентация тоже может быть одним из видов упражнения на формирования позитивного настроения и отношения к жизни.

Просмотр презентации.
Обсуждение: Изменилось ли ваше настроение? В какую сторону?
Просматривая этот ролик в те минуты, когда вам не очень хорошо, перед школой или экзаменом может помочь вам обрести бодрое самочувствие и положительное настроение. Каждый день нас окружает множество прекрасных и интересных вещей надо только научиться их замечать.

Дополнительно: Ответить на вопросы бланка – обратная связь.

Что понравилось?


Что не понравилось?


Что было интересно?


Что вызвало затруднения?


Удалось ли вам что - то новое открыть в себе? Что именно?

Какой вопрос вы бы хотели обсудить с психологом на следующем занятии?


И в завершении нашего занятия с хочется сказать словами известной песни:
Все в ваших руках, помните об этом!

Комментариев нет:

Отправить комментарий