вторник, 29 ноября 2016 г.

Тренинговое занятие «Вне зависимости»
по профилактике зависимости учащихся от психоактивных веществ
Упражнение (разминка) – сюжетная игра "Полет в будущее"
Цель игры: выявление и активизация знаний по теме зави­симостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.

Ход игры:
1.Группе объявляется название игры, зачитывается общая инструкция: "Представьте, что мы все попали в будущее на машине времени. Перед выходом из корабля компьютер предупреждает нас об опасности: "В обществе, в котором вы оказались, существует угроза жизни". Далее компьютер ломается, успев выдать три слова: «соблазн, зависимость, вредные привычки». Перед нами стоят две задачи:
выжить;
определить характер и методы борьбы с опасностью, чтобы, возвратившись, предупредить человечество о грозящей беде"
2. Вопросы для обсуждения:
Что означают слова "соблазн", "вредные привычки", "зависи­мость"? Все ли они одинаково опасны? Когда возникает соблазн, а когда появляется зависимость? Какие бывают зависимости? Что в них общее, а что отличное? И т.д.
Упражнение «Интервью с партнером»
Цель: Определение уровня знаний и направленности интересов участников группы.
Участники (в парах) берут друг у друга интервью при помощи подготовленной анкеты. Затем каждый представляет результаты (своего партнера) всей группе, при этом результаты могут записываться на плакате.
Анкета.
  1.   Как ты понимаешь слова "соблазн", "вредные привычки", "зависи­мость"? Все ли они одинаково опасны? Когда возникает соблазн, а когда появляется зависимость? Какие бывают зависимости? Что в них общее, а что отличное?
  2. Какие понятия и образы приходят тебе в голову, когда ты слышишь слово «наркомания» или «зависимость от наркотиков»? (Другие темы: «Курение», «Алкоголизм»).
              Не мог бы ты вспомнить о чувствах, которые ты испытываешь по этому поводу?
  1. О каких видах зависимости и наркотиках ты слышал? (Другие темы: «Сигареты», «Алкогольные напитки»).
            Как ты считаешь, почему человек становится заядлым курильщиком, алкоголиком,   
             наркоманом?
            Считаешь ли ты, что такие зависимости, как наркомания, алкоголь, курение или др.                
             играют роль и в твоей жизни?
            Приходят ли тебе в голову вопросы в связи с темой «Наркомания и наркотики» («Курение», «Алкоголь»), которые нам следовало бы обсудить на занятиях?
Упражнение «Высказывания»
Цель: Определение уровня знаний и направленности интересов участников группы.
Записываются утверждения. При произношении ведущим каждого утверждения участники принимают ту или иную позицию, подходя к табличкам с надписями «Согласен», «Не согласен», «Не знаю», «Согласен, но …», а затем отстаивают свою точку зрения. Высказывания, с которыми участники группы согласны, должны быть помечены. При подведении итогов обсуждаются высказывания, по которым участники затрудняются принять решение. Это касается тех высказываний, о которых участники недостаточно проинформированы, они требуют дополнительной информации, чтобы иметь возможность согласиться с высказыванием или отвергнуть его.
Возможные высказывания:
  • Ученики, принимающие наркотики, опасны, так как они совращают других.
  • Сигареты – это повседневность для нас, подростков.
  • Алкоголь хуже, чем гашиш.
  • Алкоголь – это средство, от которого можно стать зависимым.
  • Подростки принимают лекарства, чтобы успокоиться перед контрольной, экзаменом. И это нормально.
  • Подросткам, потребляющим алкоголь для того, чтобы решить свои проблемы, угрожает опасность стать наркоманами.
  • Не все наркотики приносят вред. Есть сильные и слабые наркотики.
  • Если человек пьет или курит осознанно и в умеренных дозах, то его действия способствуют предупреждению зависимости.
  • Человек, убегающий от конфликтов, скорее подвергается опасности стать наркоманом.
  • Учитель, который курит, но запрещает это ученикам, выглядит в их глазах неубедительно.
  • Ученики, принимающие наркотики, нуждаются в понимании со стороны своих друзей и взрослых.
  • Алкоголь не всегда вызывают зависимость. Ты всегда можешь остановиться.
  • Наркомания – это болезнь.
  • Алкоголь помогает решать проблемы.
  • Удовольствие можно получить другим способом, без сигарет.
По окончанию упражнения на доске фиксируется список зависимостей:
Химические зависимости:
алкоголь, чай, кофе, сладкое, наркотики, курение и т.д.
Эмоциональные зависимости (убегание от неприятной реальности, чтобы не испытывать потом чувства вины, бессилия, презрения к себе):
· постоянно включенный телевизор,
· стремление к риску, азарт,
· откладывать все на потом,
· компьютерные игры,
· постоянное желание разговаривать по телефону,
· постоянное желание спать и т.д.
Ведущий: "Теперь, когда мы выяснили, чего нам следует опасаться, мы покидаем корабль".
Упражнение «Думайте сами, решайте сами…»
Цель: Профилактика употребления ПАВ: развитие умения делать осознанный, аргументированный выбор.
Задачи
- Формирование представления о важности конструктивной критики.
- Развить умения анализа и критической оценки информации.
- Развитие умения аргументировано отстаивать свою позицию.
- Исследование уровня доверия детей к различным источникам информации.

Ход занятия:
1. Игра «Веришь – не веришь»
Учитель предлагает ребятам несколько утверждений и просит выразить свое доверие или недоверие жестами. Большой палец вверх – верю, вниз – не верю, открытая ладонь – не знаю. На суд учащихся предлагаются научные теории, приметы, сплетни, выдержки из рекламных роликов.
Например:
- Привыкание вызывает никотин, содержащийся в табаке.
- Балтика. Там, где Россия.
- Мы не предлагаем вино, которое не пьём сами.
- Кто не курит, и не пьёт, тот здоровье бережёт.
- Васин дедушка всю жизнь пил, курил, дожил до 90 лет и никогда не болел.
- Образование – это важный аспект антиалкогольного и антинаркотического воспитания. Чем больше знают учащиеся, тем лучше будут подготовлены для принятия правильного решения.

- Алкоголь вредит вашему здоровью и.т.д.
2. Учитель просит нескольких человек прокомментировать каждое утверждение, причем особое внимание уделяется источнику информации. Источники информации записываются на доске:
- Родители
- Учитель
- Другие взрослые
- Книги, журналы
- Интернет
- Друзья, сверстники
- Средства массовой информации
- Реклама
- Собственный опыт
Учитель комментирует упражнение, подчеркивает необходимость критической оценки информации.
Обсуждается степень доверия к разным источникам информации. Выясняется, почему информация может быть недостоверной.

Научная информация наиболее достоверна, так как многократно проверяется.
Информация, полученная не из первых рук – искажается при пересказе.
Реклама сообщает только положительные свойства продукта или услуги, так как ее цель – убедить человека сделать покупку.
Информация, полученная на основе личного опыта, может быть неточной из-за субъективности. Можно рассказать притчу о трех слепцах, которые описывали слона, основываясь на личном опыте.
И один, ощупав ногу, сказал, что слон – это что-то живое, высокое и толстое и шершавое, похожее на ствол дерева, только теплое. Другой, ощупав хобот, сказал, что слон – это что-то длинное и гибкое, как шланг или змея. А третий, ощупав бивень, сказал, что слон – это что-то холодное и твердое и изогнутое.
Ребятам предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они были уверены в чем-то, что впоследствии оказалось не соответствующим действительности.
В конце упражнения учитель подводит итог и призывает ребят критически (то есть внимательно и разумно, а не негативно) относиться к входящей информации, даже если ее источник вызывает доверие.
ü  Социальные факторы, присущие в обществе, играют не последнюю роль в формировании мировоззрения, в том числе отношения к наркотикам, табаку и алкоголю. И значительную роль здесь играет современная РЕКЛАМА.
ü  Реклама занимается психологическим бандитизмом: настраивает подсознание на наркотический лад – внушает, внедряет идеологию кайфа – во что бы то ни стало («Подари себе даниссимо, и пусть весь мир  подождёт», «Не тормози, сникерсни!»). Нам вбивают зависимость в голову. Это скрытая реклама. Реклама образа жизни, когда всё доступно, всё можно и разрешено, значит, и наркотик в том числе.
Упражнение «Реклама»
Вариант 1. Участникам предлагаются различные варианты рекламы из известных газет и журналов. Каждый из воспитанников должен будет выбрать одну из понравившихся и в течение 2-3 минут подумать, за счёт чего в рекламе достигается воздействие на сознание человека (привлечение известных людей, внешняя привлекательность, романтика, направленность на простого человека, благосостояние, использование контрастов и т.д.). 
Далее педагог предлагает учащимся разработать свою рекламу одному из психоактивных веществ. Например: реклама сигареты. НО заранее учитель предупреждает, что данная реклама рассчитана на самых близких людей для ребёнка.
Скорее всего, эта реклама будет сообщать о вреде курения.

Вариант 2. Участникам необходимо придумать рекламу одного из алкогольных напитков или табачных изделий, которое сообщало бы правду о продукте (в микрогруппах).
  • Реклама табака и здоровье.
  • Реклама алкоголя и здоровье.
  • Реклама здоровья и зависимости.
Вариант 3. Участники делятся на 2 микрогруппы: 1 микрогруппа придумывает рекламу для новой продукции «отличное здоровье» – одна должна быть предназначена для журнала или доски объявлений, другая микрогруппа – рекламу для новой продукции «отличное здоровье» на телевидении. Скажите учащимся рассматривать «отличное здоровье» как нечто такое, что можно купить, как пачку сигарет. Для каждого образца рекламы им следует:
  • определить аудиторию, на которую она будет рассчитана;
  • выбрать приемы, обеспечивающие успех рекламы;
  • написать текст журнальной рекламы и отрепетировать телевизионный ролик, затем продемонстрировать;
  • разработайте правдивую рекламу сигарет, алкоголя, наркотика.
Реклама обещает полное избавление от зависимости буквально за неделю (в крайнем случае за две). Стоит ли удивляться тому, что у школьников формируется специфическое представление о наркомании как лёгком заболевании, справиться с которым – пара пустяков. Но это глубокое заблуждение.
Вариант 4. Класс делится на группы по 4-6 человек. Каждая группа рекламирует какой-нибудь товар. Все остальные задают вопросы и высказывают сомнения в его качестве и пользе для здоровья.
 В ходе упражнения «Реклама» участники приходят к выводу.
Цель рекламы – продать как можно больше товара и получить прибыль. Реклама призвана подчеркивать достоинства и скрывать недостатки продукции, а не давать объективную информацию.
 СМИ тоже работают не бесплатно, значит, передаваемая через них информация оплачена тем, кому это выгодно. Чтобы не стать доверчивым простачком, из которого умные торговцы тянут денежки, нужно воспринимать информацию критически.
Игра «В открытом будущем»
Цель: развитие умения сказать «нет». Особое значение умения отказывать приобретает в ситуациях, связанных с риском для здоровья, в том числе и в ситуациях наркогенного предложения.
Ход игры: Группа делится на команды по 4-6 человек.
Инструкция командам:
«Вот мы и за бортом корабля, теперь нам на практике предстоит узнать, способны ли мы противостоять опасности. Одна команда в течение 5 минут придумает такую ситуацию, когда с помощью дружеского расположения или группового давления постарается соблазнить одного или всех членов другой команды выпить, закурить, уколоться, а члены другой команды должны бесконфликтно, но твердо противостоять им (план противостояния может составить команда, а выступать - кто-то один). Затем команды меняются местами».
ü  Сущность любого порока – нарушение целостности: отрыв средства от цели. Переход меры истинной нужности. Как трудно уловить этот миг. Как легко всё полезное и хорошее становится вредным и разрушительным (еда, питьё, работа, отдых, игра).
ПРИВЫЧКА → ПОТРЕБНОСТЬ → ПРИСТРАСТИЕ → ЗАВИСИМОСТЬ → РАБСТВО.
     НЕ умеющий сказать НЕТ, должен быть назван РАБОМ.
Упражнение «Как сказать НЕТ!».
Вариант 1. Ведущий предлагает всем участникам сесть в круг. Сам ведущий находится в центре круга. Любому из стоящих в кругу ведущий кидает мяч, предлагая попробовать или сигареты, или алкоголь, или наркотики. Тем самым педагог намеренно создаёт для участников ситуацию выбора, которую очень часто школьникам предлагает улица.
Примеры ситуации: 1. Слушай, (имя ученика), давай покурим.
2. Петя, с днём рождения тебя. Думаю, ради праздника стоит выпить шампанское.
3. Лена, хватит уже переживать о случившемся, лучше прими эту таблетку.
4. Я проверил на себе, выпьешь пиво, станешь посмелее. Выпьем?!
Участник, которому предложена ситуация выбора, должен ответить отказом, однако отказ в каждом случае имеет различную направленность.
 - Спасибо, нет. Вдруг нас увидит мама. (Отказ-соглашение – человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается сразу дать согласие).
- Спасибо, нет. Как-нибудь в другой раз. Или Мне ещё предстоит делать уроки (мне рано вставать и т.п.).
 (Отказ-обещание – человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Самая лёгкая форма отказа – бесконфликтное решение ситуации).
- Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на велосипеде. И тебе предлагаю сделать тоже самое.  Или Давай лучше сходим в кино.(Отказ-альтернатива – отказ направлен на предложение или внешние обстоятельства, однако при этом выдвигается альтернативное предложение. Удачная форма отказа, т.к. не затрагивает личных чувств предлагающего).
- Спасибо, нет. Это не в моём стиле. Или Мне не нравится вкус алкоголя (никотина, наркотика). (Отказ-отрицания – отказ направлен на само предложение или предлагающего. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение).
- Спасибо, нет. Но я не такой сумасшедший. Или Я же не алкоголик. (Отказ-конфликт – крайний вариант отказа-отрицания. Обычно направлен на предлагающего. Агрессивен по форме).
Вариант 2. Участники делятся на пары. Первый предлагает второму попробовать сигареты, алкоголь, наркотики, а второй отказывается, аргументируя свой отказ. Затем участники меняются ролями. Участнику, старающемуся отказаться, раздаются листы с возможными уважительными причинами для отказа.
- Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями.
- Спасибо, нет. Если выпью, приму наркотик, то потеряю власть над собой.
- Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчёт в том, что я делаю.
- Спасибо, нет. После выпивки я ощущаю физическое недомогание.
- Спасибо, нет. Мне надо на тренировку.
- Спасибо, нет. У тебя нет ничего другого?
           Анализ упражнения:
       1. Вопросы к первому участнику:     
     -Что вы чувствовали, когда вам вежливо отказывали?
     - Всегда ли отказ звучал убедительно?
        2. Вопросы ко второму участнику:
       -Отметьте, какие причины является уважительными с вашей точки зрения. Оказывать бывает сложно, но иногда это очень важно сделать, чтобы отстоять свои интересы и желания.
      - Было ли вам сложно отказать собеседнику? Почему?
 Вариант 3. Ролевая игра «Мой ответ «НЕТ». Игру лучше планировать как конечный этап деятельности, когда вы уже смогли убедить свою аудиторию в опасности приобщения к психоактивным веществам и сформировали у ребят готовность отказаться от знакомства с дурманом. В ролевой игре инсценируются различные ситуации, в которых может быть предложено одурманивающее вещество.
       При организации ролевой игры важно помнить о следующем: нецелесообразно обсуждать правильные схемы отказа с человеком, который ничего плохого для себя не видит в курении, использовании алкогольных напитков и т.п.
       Содержание ролевой игры должно соответствовать интересам аудитории, возрастным особенностям участников.
       При инсценировке ни в коем случае нельзя переходить рамки приличия – использовать грубый нажим, упоминать о каких-то внешних недостатках исполнителей.
        Всем участникам игры предлагается организовать мини-группы (по 2-3 человека). Каждая группа получает для инсценировки определенное задание-ситуацию. Задача группы – найти правильный вариант отказа, подходящий к конкретной ситуации, и изобразить его.
Варианты ситуаций для подростков и старшеклассников:
1) В дверь позвонили. Инга открыла дверь – на пороге стояла Ольга, её дальняя подруга. Девушки уселись на кухне и стали оживлённо обсуждать новости. «Слушай, Инга, давай покурим», предложила Оля. «Давай, - согласилась Инга, - сейчас только сигареты принесу». – «Да не надо, у меня есть, правда с травкой. Ты ведь такие ещё не пробовала?» - «Нет», - растерялась Инга. «Слушай, такой кайф и неопасно совсем! На, попробуй!» - и Ольга протянула Инге сигарету.
2) Этих ребят Сергей совсем не знал. Просто во дворе, кроме них, никого не было, поэтому мальчик пристроился рядом на скамейке. Ребята лениво обсуждали последний хоккейный матч. «Ну что, мультяшки, что ли, посмотрим?» - спросил один из подростков и достал из кармана тюбик с клеем.  Ребята было двинулись к двери подъезда, но вдруг остановились. «А ты чего расселся? – спросил один из них Сергея, - а ну, давай вместе со всеми!»  Ребята угрожающе двинулись в сторону Сергея.
Варианты ситуаций для младших школьников:
1) Бельчонок и Зайчонок играли в жмуки.
- Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать, - проговорил Зайчонок и с завязанными глазами отправился на поиски Бельчонка. Зайчонок чувствовал, что его приятель где-то рядом: до него доносился легкий шелест сухой травы и смешки Бельчонка, которые тот с трудом сдерживал.
  И вдруг Зайчонок неожиданно уперся во что-то большое.
 - Ой! – от испуга у Зайчонка даже повязка развязалась. Прямо перед ним стоял Волчонок. Он был старше малышей на несколько лет и выше на целую голову.
- Ну вы, мелкотня, чего под ногами путаетесь?!
- М-м-мы ничего, мы играем, - испугались зверята.
- Ну ладно, не трусьте, хотите, хотите, я вас угощу? – на вытянутой руке Волчонка лежали коричневые шарики.
- А что это? – спросил Бельчонок.
- Да не бойся, говорят тебе – бери да жуй!
- А мы не хотим пробовать то, чего не знаем, - решительно заявил Зайчонок.
- Чего ты, малявка, тут выступать будешь, тебя угощают, а ты капризничаешь!
2) Солнечным утром Мышонок прогуливался по зелёной поляне. У него было замечательное настроение, и он весело напевал.
- Кха-кха! – неожиданно услышал Мышонок. Прямо перед ним стоял пожилой Барсук, которого раньше Мышонок ни разу не видел.
- Здравствуйте, уважаемый Барсук! – вежливо проговорил Мышонок.
- Здравствуй, Мышонок! Помоги старику. Я живу на Разноцветной поляне – той, что за рекой, а к вам пришел навестить своего брата Барсука Ивановича. Не знаешь ли ты, где он живёт?
- Знаю, знаю, вам нужно идти, не сворачивая, вот по этой дороге.
- Спасибо, Мышонок. Вот тебе за это угощение, - и Барсук протянул Мышонку красивый розовый пакетик.
2. Вопросы для обсуждения к участникам:
Как себя чувствовали в той и другой роли? Когда распознали соблазн? Какие трудности испытывали при противостоянии? Что помогло успешно справиться с ситуацией?
Ведущий: "Мы нашли способы противостояния соблазнам. Давайте поможем людям и составим "Книгу больших идей" с перечнем тех способов, которые помогли нам".
· Если отказывать, не объясняя причины и делать это грубо, то можно обидеть другого человека. Но если, отказывая, объяснить причину, то ваш собеседник может понять вас и ваши отношения не станут хуже.
· Зачастую мы слишком быстро соглашаемся сделать то, о чем нас просят, боясь неодобрения или гнева окружающих, считая себя "хорошими", только если уступили кому-нибудь, чтобы доставить удовольствие.
· Умейте сказать "НЕТ!" "Спасибо, что обратились ко мне, но, к сожалению, я не смогу сделать это".
· Сделайте перерыв и скажите: "Я подумаю об этом и завтра скажу вам решение".
· Используйте перерыв эффективно:
· а) выясните, как в подобной ситуации поступали другие (позвоните друзьям);
· б) попросите помощи у уважаемого человека, в службе "Телефон доверия", у специалиста (психолога);
· в) составьте план дальнейшего действия.
· г) собрав информацию, будьте настойчивы в своих желаниях. Говорите прямо: "Нет, спасибо, я не хочу сигарету (вина, наркотик). Я хочу...".
· Отказывайте так, чтобы окружающие почувствовали вашу решительность и вашу веру в достижение успеха в любой ситуации.
· Поощрите себя за одержанную победу!
Справившись с опасными ситуациями в будущем, мы переносимся в настоящее, чтобы предупредить людей о том, что с ними может произойти, если они не будут улучшать свое настоящее".

ü  Бесспорно, важными факторами профилактики зависимости от психоактивных веществ являются обеспечение досуга и занятости детей во второй половине дня, раннее развитие у ребёнка интересов и увлечений, длительная и развивающаяся дружба с родителями, раннее осиротение и нужда с необходимостью зарабатывать и утверждать себя в жизни, с ранней ответственностью за себя и других.
Упражнение-рефлексия «Солнце радости»
Цель: поиск альтернативы ПАВ.
Каждый индивидуально рисует солнце: круг и от него расходятся лучи. На каждом луче надо написать то, чему подросток радуется в жизни (мама, катание на велосипеде, кино и т.д. – например). Затем участники делятся своими «солнечными лучами» друг с другом.
Рекомендации педагога. Чтобы не стать рабом вредных привычек, нужно:
  • Быть честным самим с собой, осознавать свои проблемы, не загоняя их внутрь.
  • Быть доброжелательным по отношению к окружающим.
  • Хорошо относиться к себе, не забывая хвалить себя за успехи, это дает стимул к дальнейшим достижениям.
  • Почаще бывать на природе в любое время года. Человек, находящийся в гармонии с природой, находится и в гармонии с собой. Такому человеку не нужны дополнительные допинги.
  • Уметь вовремя отдыхать и расслабляться, проводить больше времени с приятными для вас людьми.

Упражнение-рефлексия «Доска удовольствий».
        Мы уже говорили о том, что удовольствие можно получить другим способом, не употребляя наркотики, и вы согласились с этим. Так давайте же сейчас обсудим эти способы. Удовольствия выписываются на доске. Затем участники закрывают глаза, и ведущий просит их мысленно представить названные удовольствия, а сам зачитывает удовольствия вслух.


Комментариев нет:

Отправить комментарий