вторник, 29 ноября 2016 г.

Эмоции и здоровье
Никого нет ближе тебе, чем ты сам. Но если ты не знаешь самого себя, то как ты хочешь тогда узнать других?
(Восточная мудрость)

Каждый может впасть в ярость, это легко. Однако быть в ярости справедливым, соблюдать правильную меру, стремиться к правильной цели и правильным образом – это нелегко.
(Аристотель, греческий философ)

Цель: дать информацию об эмоциях как факторе здоровья.


Основные понятия: эмоции, виды эмоций, процесс формирования эмоций, психоактивные вещества, депрессанты, стимуляторы, галлюциногены, зависимость, приемы и методы регуляции эмоциональных состояний, переключение внимания, мышечное расслабление, двигательная разрядка, дыхательные упражнения, самомассаж, аутогенная тренировка

Исследовательские задания:
1)   по возможности, учащиеся должны понаблюдать за эмоциями членов семьи, окружающими,
2)   моделирование эмоций (задание № 2. «Угадай эмоцию».)
3)   вводный опрос по основным понятиям, обобщение ответов (задание № 4)
4)   тестирование учеников,
5)   обоснование своей точки зрения.

План-конспект урока
Введение
Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, выдвигаемым жизнью задачам, оценка собственных действий и поступков. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, сказываются на здоровье.  
Они могут оказывать совершенно противоположные действия: с одной стороны, активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой - тормозить, рассогласовывать поведение и деятельность, подавлять или угнетать.
Наши чувства и эмоции – это выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям. Наряду со способностью человека чувствовать, природа наделила его способностью эти чувства выражать. Слово – универсальный способ самовыражения. Просто не все умеют им пользоваться. Вы уже слышали выражение, что словом можно «убить».
Другой способ выражения чувств и эмоций – это мимика. Дети, независимо от их культурной и национальной принадлежности, различают смех на лице другого человека еще до 3 лет, боль – только в 5-6 лет, гнев - в с 7 лет, страх и ужас - с 9-10, удивление - в 11 лет. Презрение начинают узнавать к 14 годам.
Задание № 1. Мимика. Назовите выраженные эмоции




(1) Улыбка. Обычная улыбка...
(2) Нормальное состояние... Не радость и не грусть.
(3) Радость.
(4) Смех.
(5) Отвращение
(6) Злоба. Сильно рассержена.
(7) Просто рассержена.
(8) Недовольство.
(9) Удивление.
Задание № 2. «Угадай эмоцию».
К доске вызывается пятерка ребят, которым раздаются листочки с названиями эмоций: «радость», «обида», «гнев», «страх», «удивление». Ребята должны изобразить эти эмоции, а остальные – угадать, что было задано.
Однако среди типичных для школьников эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ученика, так и на его деятельность, в том числе учебную.
Задание № 3.
Запишите в левую колонку чувства и эмоции, которые мешают человеку жить, делая его несчастным, а в правую – те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми:
ЧТО ДЕЛАЕТ НЕСЧАСТНЫМ
ЧТО ДЕЛАЕТ СЧАСТЛИВЫМ
  • Ненависть
  • Гнев
  • Зависть
  • Жадность
  • Обидчивость
  • Подозрительность
  • Тщеславие
  • Любовь
  • Доброта
  • Великодушие
  • Щедрость
  • Способность прощать
  • Доверчивость
  • Скромность
Подчеркните чувства и эмоции, которые вы испытываете по отношению к людям. Зачеркните чувства и эмоции, которые мешают вам общаться с людьми.
Задание № 4. Вопрос: Скажите, а что, по-вашему, может влиять на эмоциональное состояние человека?
Варианты ответов:   настроение, отношение к человеку (позитивное/негативное), конфликтные ситуации, стресс, воспитание, алкоголь, наркотики
Действительно, все перечисленные выше факторы очень сильно влияют на эмоциональные состояния человека. Причем, два последних фактора (прием алкоголя и наркотиков) изменяет не только ситуативное состояние человека (эмоции в какой-либо момент), но и существенно изменяют весь образ жизни и состояние здоровья человека. И алкоголь, и наркотические вещества относятся к так называемым психоактивным веществам, т.е. любым химическим соединениям естественного или искусственного происхождения, которые влияют на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния. Эти изменения могут носить как положительный характер (в случае приема лекарственных средств),  так и отрицательный, например деградация психики при злоупотреблении наркотиками или алкоголем.
Психоактивные вещества, вызывающие злоупотребления, подразделяются на разные категории: депрессанты, такие как алкоголь и опиоиды, угнетающие активность центральной нервной системы (ЦНС); стимуляторы ЦНС, такие как кокаин и амфетамины; галлюциногены, такие как ЛСД, вызывающие бредовые состояния, галлюцинации и другие сильнейшие изменения в сенсорном восприятии; препараты из конопли, такие как марихуана, оказывающие галлюциногенное, депрессивное и стимулирующее действие на ЦНС.
Как можно судить по названиям, принятие многих из этих препаратов приводит в большинстве случаев к «неожиданным реакциям» - вместо ожидаемого радостно-приподнятого состояния прием этих препаратов  может вызвать тоску, депрессию, неадекватное состояние, бред и галлюцинации, нарушают двигательные и мыслительные процессы, концентрацию внимания. Использование психоактивных веществ может создать также проблемы долговременного характера, например, зависимость. При этом жизнь людей концентрируется только на данном веществе и возникает физическая зависимость от этого вещества, что зачастую вызывает агрессию, раздражение, резкие перепады настроения, злобу, а иногда приводит и к попыткам самоубийства.
Как видите, на эмоциональное состояние человека оказывают влияние различные факторы. Давайте попробуем оценить свое эмоциональное поведение в большинстве привычных для нас ситуаций.
 Задание № 5. Тест эмоций (модифицированный тест Басса-Дарки)
Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте следующие утверждения. Если вы реагируете похожим образом, обведите в бланке номер вопроса (раздаются ученикам):
Физическая агрессия (Ф)
1
9
17
25
33
Косвенная агрессия (К)
2
10
18
26
34
Раздражительность (Р)
3
11
19
27
35
Негативизм (Н)
4
12
20
28
36
Обидчивость (О)
5
13
21
29
37
Подозрительность (П)
6
14
22
30
38
Вербальная агрессия (В)
7
15
23
31
39
Чувство вины (Ч)
8
16
24
32
40
1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.
8. Если я кого-то обманываю, то испытываю угрызения совести.
9. Мне не раз приходилось драться.
10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
11.Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
12. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.
13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
14. Я думаю, что многие люди не любят меня.
15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
19. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.
20. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю наперекор.
21. Есть люди, к которым я испытываю настоящую ненависть.
22. Многие люди мне завидуют. 
23. Если я злюсь, я могу выругаться.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Если не понимают слов, я применяю силу.
26. Иногда я хватаю первый попавшийся предмет и ломаю его.
27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
28. Если со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
29. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
31. Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.
32. Я мало помогаю своим родителям.
33. На удар я отвечаю ударом.
34. В споре я часто повышаю голос.
35. Я раздражаюсь из-за мелочей.
36. Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.
37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
39. Я могу угрожать, хотя и не хочу приводить угрозы в исполнение.
40. Я часто совершаю поступки, о которых потом жалею.
 
 |
5+
 |
4+
 |
3+----------------------------------------------------
 |
2+
 |
1+ 
 |
 |_____|_____|_____|_____|_____|_____|_____|_____|____
       Ф     К     Р     Н     О     П     В     Ч
  
Подсчитайте число обведенных номеров в каждой строчке. Отметьте на графике семь точек, каждая из которых соответствует разным формам проявления агрессии, и соедините их.
Пунктиром обозначен средний уровень проявления этих эмоций, обычный для большинства людей. Люди с повышенным уровнем агрессии провоцируют вокруг себя конфликты. Если ваши точки на графике расположены выше средней линии, можно говорить о выраженности следующих форм агрессии:
Физическая агрессия - вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию.
Косвенная агрессия - конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.
Раздражение - плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется - см. "физическая и косвенная агрессия".
Негативизм - реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице "выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой".
Обидчивость - готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.
Подозрительность - готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних проявлениях может быть симптомом нездоровья.
Вербальная агрессия - за словом в карман вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.
Чувство вины - вы никого не ударили, ничего не разбили, ни на кого не накричали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто вы в чем-то виноваты? Если вы чувствуете себя в ответе за свои эмоции, значит, способны ими управлять.
Тест основан на самооценке. Его точность зависит от вашей откровенности. Если у вас повышенный уровень агрессии, прежде всего, надо об этом знать. Возможно, ваша энергия и пробивные способности помогают вам в достижении своих целей. Но задумайтесь, какую цену вы платите за свои победы. Довольны своими отношениями с другими людьми? Агрессивный стиль поведения разрушает отношения между людьми и провоцирует конфликты. Ваша агрессивность – ваше личное дело, если вы по своей или чужой воле изолированы от всех людей. Вам необходимо учиться контролировать свои эмоции.
Итак,  для эффективного общения с окружающими человек должен уметь регулировать свое эмоциональное состояние. Как гласит восточная мудрость, чтобы лучше понять окружающих, нужно лучше понимать себя, свои поступки, свои чувства и эмоции. Как вы увидели на примере теста, чтобы лучше понять свои эмоции, необходимо несколько дистанцироваться от себя и понаблюдать за своими чувствами как бы со стороны. Не делая этого, можно, как в случае с алкоголем и наркотическими веществами, впасть от них в зависимость, т.е. в своем поведении полностью зависеть от своего настроения.
Пример. Давайте посмотрим, как же происходит процесс формирования эмоций.
1)    Человек едет на машине. Вдруг что-то привлекает его внимание – другой водитель, пытающийся его обогнать.
2)    У первого водителя возникает в голове мысль – «Куда это он так торопится?».
3)    Затем возникает еще одна мысль – оценочная: «Ему что, наплевать на меня или он думает, что он тут главный?! Вот идиот!»
4)    Оценочные мысли вызывают химические реакции в мозгу: гормоны и вещества-информаторы выбрасываются в кровь.
5)    Появляются чувства – стеснения и принуждения.
6)    Эти чувства вызывают дальнейшие мысли: «Нет, вы посмотрите на него! Он меня явно ни во что не ставит! Вот лихач!»
7)    И дальнейшие действия: «Я тебе сейчас покажу!» и т.д. Если он не остановится, то его чувства выйдут из-под контроля, возникнет чувство мести, и вся ситуация может закончиться аварией и смертью.
Важно вовремя распознать опасность возникновения негативных эмоций в общении с другими и переключить свое внимание с помощью различных методов. Ведь вместо таких сильных негативных мыслей, он мог бы подумать нейтрально «Он, наверное, очень спешит!», что вызвало бы другие ощущения. Так наши мысли решают, будем ли мы счастливыми или нет.
Итак, существуют различные методы регуляции эмоционального состояния: переключение внимания, мышечное расслабление, двигательная разрядка, дыхательные упражнения, самомассаж, аутогенная тренировка.
Переключение внимания может выражаться в том, что вместо того, чтобы думать и зацикливаться лишь на негативных сторонах ситуации (собеседника), можно было постараться вспомнить/подумать об имеющихся у него положительных чертах или о той пользе, которую тебе может принести эта ситуация. Можно также мысленно представить между вами невидимое прозрачное стекло, через которое до вас не долетают никакие звуки и негативные эмоции.
Двигательная разрядка (побегать, попрыгать, поприседать т.д.) и серия глубоких дыхательных упражнений также поможет переключить внимание и дать выход сильным негативным эмоциям без вреда для окружающих.
Аутогенная (внутренняя) тренировка позволяет достичь внутренней убежденности в том, что ситуация не является угрожающей (например, повторение про себя фразы «Я спокоен!»).
Человека можно также научить расслаблять мышцы по собственному желанию, что иногда приводит к уменьшению чувства тревоги и агрессии (например, представить, что ты плывешь по течению или загораешь и т.д.).
Если же вам чрезвычайно трудно контролировать свои эмоции, то вы можете попробовать направить их в мирное русло – например, спорт или творчество.

Задание № 5. Вопросы на понимание темы урока.
1. Охарактеризуйте человека, которому принадлежат эти слова.
«Я очень силен в спорах. Спросите у любого из моих оставшихся друзей. Я могу одержать верх в споре на любую тему, против любого оппонента. Люди это знают и сторонятся меня на вечеринках. Часто, в знак большого уважения, они меня даже не приглашают».

2. Согласны ли вы с этим высказыванием? Обоснуйте свою точку зрения, используя известные вам примеры из мировой истории и личного опыта.
«Эмоции не только играют роль важнейших факторов в жизни отдельной личности, но они вообще самые могущественные из известных нам природных сил. Каждая страница истории – как целых народов, так и отдельных лиц – доказывает их непреодолимую власть. Бури страстей погубили больше человеческих жизней, опустошили больше стран, чем ураганы. Их поток разрушил больше городов, чем наводнения». К.Г. Ланге.


Комментариев нет:

Отправить комментарий