понедельник, 28 ноября 2016 г.


Программа элективного курса по семейному
воспитанию «Гендерный тренинг»

Пояснительная записка
     
В современных условиях модернизации огромные трансформационные процессы протекают во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе – в семье. Современная семья переживает огромный кризис, который сказывается не только на демографическом поведении, но и на качестве жизни самого человека, его психологическое и физическое здоровье.
Современные подростки, проходя свою половозрастную,  гендерную социализацию в столь противоречивых условиях, зачастую полностью дезориентированы в вопросах семьи и брака, семейного воспитания и поведенческих ролевых особенностях супругов. Поэтому особую актуальность обретают такие формы работы с подростками, которые нацелены на формирование гендерного поведения подростков. 
Исходя из вышеуказанного была разработана программа элективного курса по семейному воспитанию «Гендерный тренинг», нацелена на детей подросткового возраста. Именно в данный возрастной период у детей происходят наиболее важные изменения полоролевых ориентирах, бурно протекает пубертатный период, закладываются ориентиры собственного семейного будущего.
Участники тренинга: предлагаемая программа гендерного тренинга рассчитана на учеников  9-х классов (14-15 лет). Размер группы 20-25 человек.  
Цель: совершенствование семейного воспитания через гендерное воспитание подростков и формирование культуры взаимоотношений мужчин и женщин.
Задачи:
·        Создать условия для открытого, прямого диалога для учащихся по теме семьи, супружеских отношений;
·        Совершенствовать представление подростков об особенностях восприятия представителей противоположного пола;
·        Содействовать формированию представления подростков о полоролевых стереотипах;
·        Содействовать полноценному семейному воспитанию, формированию гендерной культуры.
Программа тренинга включает в себя 9 часов, продолжительность одного занятие занимает 40-45 минут. Периодичность встреч один раз в неделю.
Тренинг разработан  с соблюдением всех требований к психологической безопасности, нормативов проведения психологических тренингов.
В итоге проведения гендерного тренинга ожидаются следующие результаты:
- подростки должны знать: основные функции семьи, понятие о социально-психологическом тренинге, гендерные различия, методах конструктивного разрешения конфликтов;
- учащиеся должны уметь: описывать свои переживания, выстраивать взаимоотношения в коллективе, а также конструктивно разрешать конфликты.
- учащиеся должны иметь представления: о гендерном поведении мужчины и женщины, о гармоничной семье.














Тематическое планирование программы элективного курса

Тема занятия
Количество часов
1
Зачем мы здесь собрались
1
2
Мы команда
1
3
Наши различия
1
4
Мальчики – направо. Девочки – налево.
2
5
Муж и жена – одно дело, одно тело, один дух.
2
6
Правда и мифы про сексуальность
1
7
Подведение итогов
1

ИТОГО
9


Содержание элективного курса по семейному воспитанию «Гендерный тренинг» и методические рекомендации по проведению занятий
                                                                         
Занятие 1.  «Зачем мы здесь собрались?»
Задачи занятия:
Знакомство участников  друг другом и с психологическим тренингом как методом работы, формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий.
Ход занятия:
Подростки собрались и расселись в традиционный круг. Небольшой монолог ведущего, краткий рассказ о том, чем им предстоит заниматься на этих встречах и для чего это нужно. Необходимо расспросить самих участников, что они уже знают о тренинге и чего ждут от него.  Ведущий обращает внимание на значение общения в жизни, в частности общения между мужчинами и женщинами, о важности знаний психологии противоположного пола и умения конструктивно строить взаимоотношения.
Если у участников возникают вопросы, нужно постараться кратко, но вразумительно ответить на них.  
Процедура знакомства:
Следующим шагом становится знакомство участников. Даже если участники уже знакомы друг с другом, эту процедуру провести все равно целесообразно по следующим причинам:
·         Познакомиться с группой необходимо самому ведущему;
·         В ходе знакомства звучат именно те формы имени, которые участники предпочитают при обращении к ним на тренинге;
·         Знакомство не сводится к представлению по именам, участники получают дополнительную информацию друг о друге.
«Имя-движение».
Участники встают в круг, каждый из них по очереди выходит на шаг вперед, произносит свое имя и делает какое-нибудь движение, дающее ему возможность выразить себя. Группа хором повторяет имя, сопровождая его таким же движением.
«Взаимное представление».
Участники разбиваются на пары и поочередно рассказывают партнеру о себе. Желательно, чтобы пары состояла из юноши и девушки. План рассказа предлагает ведущий:
·         Как бы я хотел, чтобы ко мне обращались на тренинге.
·         Что я ожидаю от наших встреч.
·         Мои любимые и нелюбимые качества в людях.
·         Мои увлечения.
·         Мои любимые способы проведения свободного времени.
·         Моя мечта.
После этого все возвращаются в круг, где каждый кратко представляет своего партнера на основании прослушанного рассказа.
Упражнение «Дракон ловит свой хвост»
Группа встает в колонну, каждый участник держит за пояс стоящего впереди. Начало колонны – это «голова», а конец – «хвост» дракона. «Голова» пытается ухватить «хвост», а тот, естественно, пытается увернуться. При выполнении этого упражнения двигается вся колонна, но руки участники не размыкают. Можно игру повторить несколько раз, при этом желательно менять порядок построения участников в колонне.
В конце этого и всех последующих занятий происходит короткий обмен впечатлениями. Участникам, сидящим в круге, предлагается высказаться по следующим темам:
1. Что запомнилось на занятии, что показалось  важным и интересным?
2. Какие чувства вы испытываете в данный момент?
3. Какие пожелания на следующее занятие появилось?

Занятие 2. «Мы команда»
Задачи занятия:
Повышение заинтересованности подростков в посещении занятий, сплочение группы, формирование чувства команды у подростков. Формирование правил  тренинговой группы самими участниками тренинга.  
Упражнение- разминка «Циферблат».
Участники, сидящие в кругу, образуют 2  циферблата часов по 12 часов. После этого кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» его показывает – сначала подпрыгивает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем – минутной. Первые 1-2 заказа времени может сделать ведущий, потом – каждый из участников по кругу. Таким образом, происходит тренировка внимательности, включения участников в групповое взаимодействие в ситуацию «здесь и сейчас».
Правила нашей группы.
Ведущий предлагает участникам группы на данном занятии сформулировать свои собственные правила, которые будут соблюдаться в данной группе. Желательно, чтобы участники группы предлагали правила самостоятельно, а ведущий следил за корректностью правил и записывал на бумаге. Если группа затрудняется, ведущий рассказывает о возможных правилах: доверительный стиль общения, общение по принципу «здесь и теперь», персонификация высказываний, искренность в общении, конфиденциальность всего происходящего в группе, недопустимость непосредственных оценок человека, активное участие в происходящем, уважение говорящего. Во время обсуждения правил дается возможность высказаться желающим, выслушиваются все предложения и замечания, и проводится их обсуждение. После голосования окончательно согласованные и принятые правила являются законом для работы группы.
Если кого-то из членов группы эти правила не устраивают, он должен принять решение: признать эти правила и следовать им во время работы группы или начинать следующее занятие с того же места, где закончилось занятие.
 Обсуждение  и принятие правил – очень серьезный и ответственный этап, так как в зависимости от степени осознания участниками тренинга принимаемых ими правил будет  строиться работа группы, особенно на первых занятиях. Поэтому на процедуру объяснения, обсуждения и принятия правил группы нужно отвести достаточное количество времени, чтобы потом постоянно не возвращаться к ним.
         В конце занятия происходит короткий обмен впечатлениями.

Занятие 3. «Наши сходства и различия»
Задачи занятия:
Дать понять участникам тренинга о сходствах и различиях между мужчиной и женщиной на основании своего опыта  и коллективного обсуждения. 
Упражнение–разминка «Построение круга»
Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение, как потревоженные пчелы. По условному сигналу ведущего (хлопок, свист и т.п.) все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая  глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Фиксируется форма получившейся фигуры и время её построения. Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников.
Обсуждение упражнения, чтобы участники поняли, что дело  тут не в конкретных людях, а в общей согласованности их действий.
Упражнение «Поиск различия»
Группа встает в круг. Ведущий берет в руки небольшой предмет, пригодный для перебрасывания из рук в руки (мячик, небольшая мягкая игрушка и т.п.), и объясняет правила игры: «Тот, у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрее перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего различия с противоположным полом, и мяч кидается следующему участнику. Начинать необходимо со слов «Юноши или мальчики отличаются от девушек (девочек) …..» На первом этапе различия могут быть чисто внешними, потом – различие интересов, различие свойств личности  и т. д.
Обсуждение сформулированных различий, попытка их обобщения. Попытаться подвести участников к мысли, что данные различия необходимо учитывать при взаимодействии с противоположным полом.
Упражнение « Поиск сходства»
Данное упражнение аналогично предыдущему, но здесь необходимо называть уже сходства с противоположным полом. Обсуждение и обобщение результатов. Также постараться участников приблизить к мысли, что хотя они достаточно разные, все же есть некоторые сходства между мужчиной и женщиной, например, во взглядах на происходящие события, ценности  и т. д.
В конце занятия происходит обмен впечатлениями.
Домашнее задание: вспомнить и записать ласковые слова. Обратить внимание на то, как вас называют дома.

Занятие 4. «Мальчики -  направо. Девочки – налево»
Задачи занятия:
Настроить  участников на искренность и раскованность, сформировать умение описывать свои переживания и желание делиться ими с окружающими.
Обсуждение домашнего задания.
Участники рассказывают о том, какие ласковые слова они вспомнили. Обращали ли они внимание на то, как их называют дома? Какие чувства испытывали участники при этом? Чувство привязанности, благодарности, прилив нежности? Или что-то другое?
Упражнение – разминка «Скрепки».
Участники делятся на подгруппы по 5-6 человек. У каждого из них в руках по 4 скрепки. Участникам необходимо как можно быстрее составить из них цепочку (одну на каждую группу, использовав при этом все скрепки). Ведущий фиксирует минимальное и максимальное время, потребовавшееся для этого. Затем, участники должны как можно быстрее разобрать цепочку.
«Горячий стул»
Девочкам и мальчикам предлагается разделиться на две команды. Команде девочек и команде мальчиков ведущий выдает ручки и по коробочке с чистыми листочками, на которых они записывают свои самые разные вопросы, обращенные к другой команде (мальчики –девочкам и наоборот).
«Горячий стул». В центре устанавливается два «горячих» стула, и приглашается доброволец. Лицом он поворачивается к «противоположному лагерю»  и берет коробочку с их вопросами, вытаскивает листочек и отвечает на него. К ответу могут подключаться и дискутировать или дополнять и остальные участники круга. После того, как даны ответы на 2- 3 вопроса, приглашается следующий участник и т.п. Упражнение продолжается до тех пор, пока не закончатся вопросы.
В конце занятия происходит обмен впечатлениями. 

Занятие 5. «Мальчики -  направо. Девочки – налево»
Задачи занятия:
Развитие культуры взаимоотношений между девушками и юношами. Обмен мнениями между участниками о привлекательности и непривлекательности.
Вводная часть:
Ведущий напоминает о предыдущем занятии,  настраивает учащихся на продолжение работы. Далее каждый по очереди своему соседу слева говорит слова «Ты сегодня прекрасно выглядишь! У тебя….»
«Мальчики – направо. Девочки – налево».  Как и на прошлом занятии, участники делятся на две команды. Каждой команде предлагается список заданий (Приложение 1).
 Участники записывают коллективные ответы на задания.
«Горячий стул: почувствуй разницу».  В центр круга на «горячий» стул приглашается доброволец. Если на горячем стуле девушка, то юноши задают ей вопросы из своего списка, она отвечает (возможны помощь и поддержка, дополнения других девушек). Когда от девушек получены ответы на все пункты из списка, юноши зачитывают собственные, коллективно составленные в группе ответы на те же вопросы. Результаты сравниваются, идет дискуссия, обсуждение. Затем же та же процедура проводиться с участниками другой команды.
В конце занятие происходит обмен впечатлениями и обобщение результатов занятий.


Занятие 6. «Муж и жена – одно дело, одно тело, один дух»
Задачи занятия:
Обогатить участников понятием «гармоничная семья». Изучить некоторые методы конструктивного разрешения семейных конфликтов.
Упражнение – разминка «Назови число»
Каждый из участников, поочередно выступая в роли водящего, называет любое число от 1 до числа, равного количеству участников в группе. Должно одновременно встать столько человек, какое число названо. Если это удалось, то водящим становится следующий участник, если не удалось – прежний водящий называет новые числа до тех пор, пока задание не будет выполнено.
Обсуждение.
Ведущий предлагает поговорить на тему, – какую семью можно считать гармоничной. Обязательно, чтобы высказал свое мнение каждый участник группы: какая семья является гармоничной и что нужно, чтобы она была такой.
Затем участникам разбиваются на подгруппы по 5-6 человек, каждая группа должна выработать общую позицию и составить перечень признаков гармоничной семьи. Затем представители от всех групп защищают свой проект. Другие участники дополняют, задают вопросы. В это время на доске составляется список предложенных участниками признаков, при необходимости высказывания участников совместно с ведущим и остальными корректируются и переформулируются.
Упражнение «Неприятность на работе»
Играют двое: Муж и Жена. У одного из них случилась неприятность на работе, о которой он не хочет говорить, хотя тяжело ее переживает. Задача другого – разговорить и оказать эмоциональную поддержку. Другие участники наблюдают, записывают свои впечатления, затем высказывают мнения: почему не получилось или получилось, какие еще способы можно было применить. Затем ситуация немного меняется (участники сами предлагают ситуации) и выходит другая пара. И так несколько ситуаций  (4-5).
В конце занятия происходит обмен впечатлениями.

Занятие 7.  «Муж и жена – одно дело, одно тело, один дух»
Задачи занятия:
Выявление ролевых притязаний в браке с помощью методики «РОП» (Приложение 2). Изучение установок в области семейных отношений позволяет определить мнение участника о функциях семьи, а также желаемом распределении ролей.
Ведущий раздает бланки методики для девушек и юношей, объясняет инструкцию. Время выполнения 20-25 минут.
После  участники с помощью ведущего обрабатывают свои ответы на вопросы. Затем дается интерпретация.
Участники обсуждают результаты теста. Наиболее гармоничные притязания супругов в браке.
Домашнее задание. Рефлексия.
Участники должны поразмышлять и написать о том: Каково назначение женщины и мужчины в браке?
В конце занятия обмен впечатлениями.

Занятие 8. «Правда и  мифы про сексуальность»
Задачи занятия:
Повысить уровень культуры учащихся в сфере интимных отношений.
Обсуждение домашнего задания.
Каждый участник высказывает свои размышления о назначении женщины и мужчины в браке.
Упражнение  «Угадай эмоцию».
Водящий выходит за дверь, оставшиеся в кругу решают, какую эмоцию будут изображать. После этого водящий возвращается, и участники изображают условленную эмоции, используя выражение лица и позу. Задача водящего – отгадать, какая эмоция была задумана.
Обсуждение высказывания
«Влечения души порождает дружбу. Влечения разума – уважение. Влечение тела порождает желания. Соединение трех влечений порождает любовь».
Так ли это? Возможно ли любовь без одного из этих компонентов? Можно ли сказать, что какой-то из компонентов важнее других?
В конце занятия проводится обмен впечатлениями.


Занятие 9. «Подведение итогов»
Задача занятия:
Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге.
Разминка (по выбору участников).
Участникам предлагается повторить любую разминку, которая им больше всего понравилась и запомнилась.
Упражнение «Чемодан»
Каждый из участников по очереди выходит за дверь на несколько минут. В это время все остальные обирают ему «чемодан» - путем групповой дискуссии выделяют  по три положительных и отрицательных качества. Который данный участник проявил в ходе тренинга, и записывают их. Затем участник возвращается в аудиторию, и ему вручается в сложенном виде листочек со списком качеств. Разворачивать и читать его разрешается только после занятий. Хорошо, если ведущий в конце занятия тоже получит  свой «чемодан». Данное упражнение следует проводить с осторожностью, так как полученный таким путем опыт в некоторых случаях может оказаться травмирующим. Ведущему нужно принять решение, готова ли конкретная группа к выполнению данного упражнения. Если упражнение проведено, то у подростков должна быть возможность  впоследствии индивидуально обсудить  с ведущим полученные результаты.
Обсуждение.
Результаты упражнения остаются у каждого участника индивидуально, их групповое обсуждение не предусмотрено.
Анкета обратной связи по тренингу.
Инструкция. Заверши, пожалуйста, эти предложения так, как считаешь нужным. Подписывать этот листок не обязательно.


























Литература

1.                           Грецов А. Г. Психологические тренинги с подростками. – СПБ.: Питер, 2008. – 368 с.
2.                           Грецов А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.
3.                           Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
4.                           Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
5.                           Пономаренко Л. П. , Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога. М.: ВЛАДОС, 2003. – 192 с.
6.                           Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг в школе. М.: ЭКСМО – Пресс, 2001. – 640 с.
7.                           Соколова В. Н. Юзефовия Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.












Приложение 1
Таблица 1
Список заданий для мальчиков
Список заданий для девочек
1.     Назовите пять причин, почему девушки могут не вызвать симпатии (т.е  могут не нравиться).
2.     Назовите пять причин (качеств), по которым девушка всегда будет симпатична, интересна, привлекательна.
3.     Назовите основные причины, по которым как вам кажется, юноши (т.е. вы) нравятся или  не нравятся девушкам.
4.     Девушки правы, когда думают…
5.     Мы никогда не согласимся на … ( с тем, что…)
6.     Мы бы хотели пожелать девушкам…

1.     Назовите пять причин, почему юноши  могут не вызвать симпатии (т.е  могут не нравиться).
2.     Назовите пять причин (качеств), по которым парень всегда будет симпатичен, интересен, привлекателен.
3.     Назовите основные причины, по которым как вам кажется, девушки  (т.е. вы) нравятся или  не нравятся юношам.
4.     Юноши правы, когда думают…
5.     Мы никогда не согласимся на … ( с тем, что…)
6.     Мы бы хотели пожелать юношам…















Приложение 2
Методика «РОП»
Изучение установок в области семейных отношений позволяет опреде­лить мнение субъекта о перечисленных в методике функциях семьи, а также о желаемом распределении ролей между супругами при реализации этих функций.
Инструкция. Ниже представлены различные мнения о браке, семье, отно­шениях между мужем и женой. Постарайтесь выразить ваше личное мнение. Важно то, что вы об этом думаете, а не то, что принято в вашей среде обще­ния. Время 20—25 минут. Варианты ответов:
а)   полностью согласен;
б)  в общем, это верно;
в)   это не совсем так;
г)   это неверно.



Мужской вариант
Женский вариант
1.Самочувствие и настроение человека сильно зависят от половой жизни.
2.Счастье в браке целиком зависит от сексуальной гармонии супругов.
3.Сексуальные отношения — главное в отношениях мужа и жены.
4.Главное в браке, чтобы у мужа и жены было много общих интересов.
5.Супруг — это друг, который разделяет мои мнения, интересы, увлечения.  6. Супруг – это человек, с которым можно поговорить о своих делах.

7. Самая главная забота жены, чтобы в семье все были накормлены и ухожены.
8. Женщина многое теряет в моих глазах, если она плохая хозяйка.
9. Женщина может гордиться собой, если она хорошо готовит.

10. Я хотела бы, чтобы моя жена любила детей и была хорошей матерью.
11. Женщина, которая тяготиться быть матерью – неполноценная женщина.
12. Для меня главное в женщине,
чтобы она была хорошей матерью
моим детям.
13. Мне нравятся деловые и
  
энергичные женщины.
14.  Я очень ценю женщин, всерьез увлеченных своим делом и знающих его досконально.
15. Я восхищаюсь женщинами, которых ценят и уважают на работе за их знания.

7. Самая главная забота мужа – обеспечить семье достаток и комфорт.
8. Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой.
9. Муж должен обслуживать себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем.
10. Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена.
11. Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей.
12. о мужчине я сужу по тому, хороший ли он отец своим детям.

13. Мне нравятся деловые и энергичные мужчины.
14. Я люблю мужчин, страстно увлеченных своим делом.

15. Для меня очень важно, как оценивают моего мужа на работе.

16. Меня очень тянет к людям, которые могут создать теплую атмосферу.
17.  Для меня главное, чтобы меня понимали и принимали таким, ка­кой я есть.
18. Я очень ценю в людях уме­ние выслушать сомнения и чув­ства другого человека.
19. Мне нравятся яркие, краси­вые женщины.
20. Я ценю женщин, умеющих
красиво одеваться.
21. Женщина должна выглядеть
так, чтобы на нее с восхищени­ем оглядывались прохожие.
22. Я всегда знаю, что надо ку­пить для нашего дома.
23. Я люблю заниматься благо­
устройством нашего быта.
24. Я могу починить обувь, ме­бель, домашнюю технику,
готовить пищу и т. д.
25. Чужие дети не боятся меня,
идут ко мне на руки.
26. Я люблю детей и умею с ними
обращаться.
27. Я не оставил бы своего ре­бенка жене, если бы мы решили расстаться.
18. Мне трудно ладить с людь­ми, которым мало дела до моих
переживаний и сомнений.
19. Мне нравятся щеголеватые,
красиво одетые мужчины.
20. Мне нравятся красивые, ро­слые мужчины.
21.Мужчина должен выглядеть
так, чтобы на него было прият­но посмотреть.
22.Самая главная забота женщи­ны, чтобы в семье все были накорм­лены и ухожены.
23.Я всегда знаю, что купить для
нашей семьи.
24.Я собираю полезные советы
хозяйке: как чистить, стирать,
солить и мариновать овощи.
25.Главную роль в воспитании
ребенка всегда играет мать.
26.Я не боюсь трудностей, свя­занных с рождением ребенка.
27.Я люблю детей и с удоволь­ствием занимаюсь ими.


28.Я стремлюсь занять свое место в жизни.
29.Я хочу стать хорошим специалистом.
30.Я горжусь, когда мне поручают трудную или ответственную работу.
31.Люди часто обращаются ко мне за помощью или поддержкой.
32.Окружающие часто рассказывают мне о своих бедах и заботах.
33.Мне нравится утешать и опекать страдающих людей.
34.Мое настроение сильно зависит от того, как я выгляжу.
35.Я стараюсь носить ту одежду, которая мне подходит.

36.Я придирчиво отношусь к фасону рубашки, костюма, цвета галстука.
35. Я ношу украшения, употреб­ляю косметику, люблю красивую
и оригинальную одежду.
36. Я придаю большое значение
своему внешнему виду.


Бланк ответов и ключ.


Шкалы семейных ценностей (функции семьи)


Ролевые ожидания (Хо баллы)
Ролевые притязания (Хп баллы)
номер вопр.
вариант ответа
номер вопр.
вариант ответа
1. Сексуальная сфера
123



2. Общность интересов
4 5 6



3. Хозяйственно-бытовые ценности
7 8 9

22 23 24

4. Родительское воспитание
10 11 12

25 26 27

5. Внешняя социальная активность
13 14 15

28 29 30

6. Эмоционально-терапевтическая функция брака
16 17 18

31 32 33

7. Значение внешней привлекательности
19 20 21

34 35 36

Варианты ответов соответствуют следующим баллам:
полностью согласен — 3 балла;
в общем это верно — 2 балла,
это не совсем так — 1 балл;
это неверно — 0 баллов.

Интерпретация факторов:
По шкалам 1—2 вычисляется только один.фактор — ролевых ожиданий.
1-я шкала. Позволяет судить о том, какое значение придает субъект сек­суальной гармонии супружеских отношений. Высокие оценки (7—9 баллов) означают, что субъект считает гармонию сексуальных отношений важным условием супружеских отношений. Низкие оценки (0—3 балла) — недооцен­ка сексуальных отношений в браке.
2-я шкала. Установка на личностную идентификацию с супругом. Высокие оценки (7—9 баллов) — ожидание совпадения мнений, интересов, ценнос­тей, способов проведения досуга. Низкие оценки (0—3 балла) предполагают установку на независимость, свободу интересов и времяпрепровождения.
По шкалам 3—7 вычисляется фактор ролевых ожиданий (Хо) и фактор ролевых притязаний (Хп). Средняя оценка (М) по каждой шкале, с учетом ожидания и притязания, вычисляется следующим образом: М = (Хо + Хп)/2. Чем выше М, тем большее значение придается этой семейной функции.
3-я шкала. Установка на хозяйственно-бытовые ценности. Чем выше оценка по этой шкале, чем больше требований предъявляет субъект к участию су­пруга в организации быта, тем большее значение для него имеют хозяй­ственно-бытовые способности и навыки партнера. Ролевое ожидание рас­сматривается как мера ожидания того, что супруг возьмет на себя инициативу в реализации хозяйственно-бытовых функций семьи. Ролевые притязания оценки рассматриваются как выражение установки на личное доминирова­ние в хозяйственно-бытовом обслуживании.
4-я шкала. Отношение субъекта к родительско-воспитательской функции. Оценка по фактору ролевых ожиданий является мерой ожидания того, что основные функции по воспитанию и уходу за детьми возьмет на себя супруг. Оценка по фактору ролевых притязаний — мера установки на выполнение роли родителя самим субъектом. Высокая оценка позволяет рассматривать эту функцию в качестве основной семейной ценности.
5-я шкала. Значение внешней социальной активности, профессиональ­ной, общественной или любой другой деятельности вне семьи. Фактор ожи­даний измеряет установку субъекта на то, что связи с окружением семьи поддерживает партнер. Поощрение профессиональной, общественной, де­ловой активности. Фактор притязаний говорит о личной установке на актив­ность.
6-я шкала. Установка на эмоционально-терапевтические функции брака. Оценка по фактору ожиданий является мерой ожидания того, что супруг возьмет на себя функции эмоционального лидера семьи (будет корректиро­вать психологический климат в семье, создавать моральную и материаль­ную поддержку, т. е. выступать в роли психотерапевта). Оценка по фактору притязаний выражает эмоциональную установку субъекта на собственную роль эмоционального лидера семьи. Чем выше средняя оценка (М), тем боль­шее значение субъект придает взаимной моральной и эмоциональной под­держке, тем больше склонен рассматривать семью как сферу эмоциональ­ной разрядки и релаксации.
7-я шкала. Значение для субъекта внешней привлекательности супруга, его соответствие внешним общепризнанным стандартам. Фактор ожиданий выявляет желание иметь внешне привлекательного супруга. Фактор притя­заний — установка на собственную привлекательность. Средняя оценка по обоим факторам (М) характеризует степень ориентации на внешнее благо­получие, социальное мнение.








Комментариев нет:

Отправить комментарий